Работа учащихся с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Работа учащихся с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника

Страница 2

Задания с текстом, должны проводиться вместе с остальными этапами обучения предмета. В разных классах требования к результатам заданий с текстом различны. Так для учеников 5-х классов, работа с текстом состоит в том, чтобы ответить на простейшие вопросы, пересказать прочитанный текст, прочитать полностью текст изучаемого параграфа. Чтение текста способствует развитию монологической речи учащихся. Для учащихся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов, задания с текстом немного усложняются.

Мыслительная деятельность учащихся переходит на новый этап. Ученики теперь анализируют данные к тексту письменные источники, находят причинно-следственные связи между историческими событиями, изучают параграфы ученика, ориентируясь на поставленные вопросы. Объём умений в работе с текстами расширяется от класса к классу. Чем старше ученики, тем больше работа с текстом ориентирует их на использование текста в сочетании с другими источниками исторических знаний, с информацией, содержащейся вне текстовых компонентов, иллюстрациях, фрагментах документов, картах атласа и т.д. Задания по тексту учитель может поставить и в ходе объяснения нового материала и при построении пройденного. Существует два типа заданий с текстами учебника. Это, во-первых, задания требующие конкретного ответа (например, найти определение какого-нибудь термина), и во-вторых, задания, которые требуют тщательного изучения какого-нибудь отрывка в тексте.

В первом случае, работа с текстом происходит в ходе самого опроса или объяснения новой темы. Ученики не только слушают учителя или своих товарищей, но и, раскрывая учебник на заданной странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос. В ходе объяснения новой темы, учитель может обратить внимание на проведенную цитату в тексте, формулировку термина или понятия. Такой приём работы, повышает внимание учеников к объяснению темы, направляет их на самостоятельное приобретение знаний, однако следует учесть, что это достигается только в том случае, когда школьники знакомятся сами с отрывком текста учебника. У учителя в подобной ситуации должна быть активная роль в том, чтобы нацелить мышление учеников на решение конкретных задач, в ходе своего объяснения. Работа с текстом учебника на уроке сохраняет свою важность на протяжении всего изучения истории в школе.

Задания с текстами учебника, являются для учащихся основными, но не единственными в ходе процесса обучения. Значение имеет также работа с внетекстовыми элементами учебника, а именно с фрагментами исторических документов, цитатами из летописей, записок современников, грамот, литературных произведений изучаемого времени.

В ходе работы учеников с историческими документами, у них развивается форма научного познания. Например, когда они разбирают какой-нибудь документ, то используют определённые методы работы историка, скажем, проводят сравнительный анализ разных источников.

В результате чего:

стимулируется процесс познания;

развивается и повышается уровень и качество знаний;

развивается инициатива, трудолюбие, сообразительность;

развивается эмоционально-волевая сфера учащихся;

формируется оптимистично-позитивное отношение к учёбе;

развиваются аспекты сотрудничества учителя и учащихся.

Вывод: учителем создаются условия формирования конкурентоспособной личности учащегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры
В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, ...

Основные методики артпедагогики и арттерапии, используемые в специальном образовании
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: - с нарушениями речи — заикающимися (Е.Ю.Рay, Ю.Б.Некрасова); - аутичными (О.С.Никольская); - с проблемами в эмоционально ...

Учебно-методический комплекс как основа развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Реализация образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовой школьной практике обеспечивается учебно-методическим комплексом, построенным на единых концептуальных основаниях и в то же время допускающим определенную вариативность использования. Таким образом, используя данный комплек ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru