Отсутствие отметок ни в коем случае не означает полный отказ от системы контроля и оценки. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. «Я говорю ребенку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится моим помощником в своем воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления, и я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, свое дружеское отношение к нему».
На первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется. В процессе обучения у школьников надо формировать умение самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия ребенком оценки учителя.
Во время прохождения преддипломной практики в сш №15 в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.
В исследовании выделяются следующие этапы:
1.
Констатирующий этап.
Цель – выявить у младших школьников отношение к контролю знаний.
Для достижения данной цели были использованы следующие методики:
v наблюдение за состоянием учащихся перед тематическим контролем знаний;
v анализ контрольных работ.
2
. Формирующий этап.
Цель – сформировать безбоязненное отношение к контролю знаний.
В рамках этого этапа были проведены следующие формы работы: урок-соревнование, контроль знаний в виде тестирования, контроль знаний в форме нестандартных уроков (урок-ярмарка).
3. Контрольный этап.
Цель – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся младшего школьного возраста отношения к контролю знаний учащихся.
В рамках данного этапа было проведено сравнение первичных и контрольных результатов, проведён их анализ.
Анализ результатов контрольной работы
по математике по теме «Устные приёмы сложения и вычитания». [Приложение 1]
|
№ |
Фамилия и Имя |
Результат (в процентах) |
|
1 |
Блануца Ульяна |
45% |
|
2 |
Богдан Роман |
34% |
|
3 |
Бортось Дмитрий |
48% |
|
4 |
Гуща Виктория |
68% |
|
5 |
Железнова Алеся |
89% |
|
6 |
Жуковский Евгений |
71% |
|
7 |
Зарудный Владислав |
51% |
|
8 |
Зелень Диана |
41% |
|
9 |
Какзак Никита |
13% |
|
10 |
Климашевский Евгений |
75% |
|
11 |
Копть Артём |
63% |
|
12 |
Краткий Максим |
15% |
|
13 |
Купчик Алексей |
69% |
|
14 |
Момедова Элина |
75% |
|
15 |
Осмоловец Евгений |
67% |
|
16 |
Полях Дмитрий |
70% |
|
17 |
Путило Денис |
81% |
|
18 |
Свидерский Александр |
53% |
|
19 |
Сидоренко Валерия |
43% |
|
20 |
Старастин Максим |
32% |
|
21 |
Тарас Игорь |
30% |
|
22 |
Тумилевич Дмитрий |
47% |
|
23 |
Шиманович Ангелина |
15% |
|
24 |
Ярмонтович Юлия |
45% |
Педагогические заметки:
Категория цели воспитания в педагогике
Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность де ...
Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...
Особенности изучения типа речи рассуждение в 5-8 классах
Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием о ...