Отсутствие отметок ни в коем случае не означает полный отказ от системы контроля и оценки. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. «Я говорю ребенку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится моим помощником в своем воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления, и я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, свое дружеское отношение к нему».
На первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется. В процессе обучения у школьников надо формировать умение самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия ребенком оценки учителя.
Во время прохождения преддипломной практики в сш №15 в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.
В исследовании выделяются следующие этапы:
1.
Констатирующий этап.
Цель – выявить у младших школьников отношение к контролю знаний.
Для достижения данной цели были использованы следующие методики:
v наблюдение за состоянием учащихся перед тематическим контролем знаний;
v анализ контрольных работ.
2
. Формирующий этап.
Цель – сформировать безбоязненное отношение к контролю знаний.
В рамках этого этапа были проведены следующие формы работы: урок-соревнование, контроль знаний в виде тестирования, контроль знаний в форме нестандартных уроков (урок-ярмарка).
3. Контрольный этап.
Цель – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся младшего школьного возраста отношения к контролю знаний учащихся.
В рамках данного этапа было проведено сравнение первичных и контрольных результатов, проведён их анализ.
Анализ результатов контрольной работы
по математике по теме «Устные приёмы сложения и вычитания». [Приложение 1]
№ |
Фамилия и Имя |
Результат (в процентах) |
1 |
Блануца Ульяна |
45% |
2 |
Богдан Роман |
34% |
3 |
Бортось Дмитрий |
48% |
4 |
Гуща Виктория |
68% |
5 |
Железнова Алеся |
89% |
6 |
Жуковский Евгений |
71% |
7 |
Зарудный Владислав |
51% |
8 |
Зелень Диана |
41% |
9 |
Какзак Никита |
13% |
10 |
Климашевский Евгений |
75% |
11 |
Копть Артём |
63% |
12 |
Краткий Максим |
15% |
13 |
Купчик Алексей |
69% |
14 |
Момедова Элина |
75% |
15 |
Осмоловец Евгений |
67% |
16 |
Полях Дмитрий |
70% |
17 |
Путило Денис |
81% |
18 |
Свидерский Александр |
53% |
19 |
Сидоренко Валерия |
43% |
20 |
Старастин Максим |
32% |
21 |
Тарас Игорь |
30% |
22 |
Тумилевич Дмитрий |
47% |
23 |
Шиманович Ангелина |
15% |
24 |
Ярмонтович Юлия |
45% |
Педагогические заметки:
Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определен ...
Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на
физическую и умственную работоспособность
Под работоспособностью в широком смысле этого слова следует понимать «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам здесь относятся – знания, умения, способности, мотивы, в ...
Специфические особенности жанрового многообразия детского
фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...