Виды контроля знаний учащихся

Страница 1

Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру) терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторы тракту­ют на свой лад. Такой разнобой, естественно, создает сложности в ос­мыслении учебной и методической литературы и студентами, и стажера­ми. В свою очередь и мы изложим свое понимание этих же вопросов. К числу таких структурных компонентов относятся виды контроля, его ме­тоды и приемы, формы и организация.

Виды контроля:

различаются по функциям в учебном процессе.

Предварительный

контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключает­ся в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умствен­ные возможности для полноценного восприятия нового учебного предме­та. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что "уле­тучилось" из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностиче­ского) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового мате­риала, предусматривает повторение, организацию межпредметных свя­зей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль

– наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз хода формирования знаний и умений уча­щихся. Это дает учителю и ученику возмож­ность своевременно отреагировать на недо­статки, выявить их причины и принять необхо­димые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действи­ям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной коррек­тировки своей деятельности, внесения измене­ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую не­целесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за лю­бую ошибку, и усиление значения оценки в ви­де аналитических суждений, объясняющих воз­можные пути исправления ошибок. Такой под­ход поддерживает ситуацию успеха и формиру­ет правильное отношение ученика к контролю.

Тематический

контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последую­щих разделов учебного предмета.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались ...

Совершенствование руководства индивидуально-воспитательной работой в органах и подразделениях внутренних дел Калужской области
Важным условием эффективности индивидуально-воспитательной работы является систематическое руководство ею со стороны руководителей подразделений, их заместителей по воспитательной работе, координация действий служб, кураторов, закрепленных за ОВД области, общественных организаций. Эффективность инд ...

Основы нравственного воспитания
Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она - проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru