Мониторинг качества образования, как элемент механизма контроля за реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования г. Южно-Сахалинска

Информация о педагогике » Реализация проекта "Образование" на Сахалине » Мониторинг качества образования, как элемент механизма контроля за реализацией ПНП « образование» на территории муниципального образования г. Южно-Сахалинска

Страница 1

1. Мониторинг может выступить средством повышения качества образования в регионе, если он представляет собой процедуру выявления и описания количественных и качественных показателей в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются информационной основой для корректировки, прогнозирования, планирования мероприятий, направленных на достижение качества образования в соответствии со спецификой конкретного региона

2. Использование мониторинга как средства повышения качества образования в регионе возможно при наличии критериев и показателей оценки образования, отражающих особенности региона; а также разработке технологии проведения мониторинга с учетом региональной специфики.

3. Показатели качества образования в конкретном регионе могут быть разбиты на две группы: инвариантную и вариативную. Инвариантные показатели позволяют оценить качество дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. Вариативные показатели позволяют учесть региональную специфику образования.

4. Процедура применения мониторинга как средства повышения качества образования включает следующие этапы:

- подготовительный (сбор информации в регионе о качестве образования с использованием инвариантных и вариативных показателей);

- аналитический (систематизация и обобщение полученных данных, выявление наиболее острых проблем, снижающих качество образования региона);

- практический (разработка на основе данных мониторинга ряда мероприятий (управленческого, педагогического, методического, организационного характера), направленных на внесение корректив в различные направления деятельности образовательных учреждений региона с целью повышения качества образования и механизм использования мониторинга как средства повышения качества образования в регионе предполагает наличие взаимосвязанных (прямых и обратных) действий руководителей образования всех уровней (регион, муниципалитет,) и специалистов всех видов.

Вместе с тем мониторинг может выступать не только как процедура оценки качества образования, но и как средство его повышения. Этот аспект практически не исследован. В большинстве работ по проблемам качества образования мониторинг рассматривается в рамках деятельности федеральных органов управления (К.Ю. Белая, Н.А.Виноградова, Л.И. Фалюшина и др.), с помощью которого оценивается качество реализации государственных стандартов и основных образовательных программ образования на уровне региональных, муниципальных образований. Мониторинг часто проводится без учета региональной специфики образования, не используются возможности мониторинга как средства повышения качества образования, не вполне отработан системный механизм использования результатов мониторинга на различных уровнях управления (регион, муниципалитет, администрация образовательного учреждения), а также в деятельности педагогов образовательных учреждений. Вместе с тем именно на уровне региона и муниципалитета доходит до конкретного гражданина образовательная политика государства, удовлетворяются образовательные потребности населения, живущего на конкретной территории региона, имеющего политическую, экономическую, культурную, социальную, национальную специфику. Данная специфика требует помимо учета федеральных требований к процедуре мониторинга разработки дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий.

Оценка качества образования в г.Южно-Сахалинске позволила установить следующие региональные проблемы: недостаточное материально-техническое обеспечение; неблагополучные тенденции показателей здоровья детей; нарушения норм предельной наполняемости в группах дошкольного образования, классах в школах; слабое программно-методическое обеспечение; низкий уровень кадрового обеспечения. Использование мониторинга как средства повышения качества образования в муниципальном образовании возможно при условии разработки технологии оценки качества образования с учетом региональных особенностей образования.

Под технологией мониторинга как средства повышения качества образования в регионе мы понимаем научно разработанную процедуру выявления количественных и качественных показателей образования в соотнесении с федеральными и региональными требованиями к оценке качества образования, а его результаты являются информационной основой для корректировки, прогнозирования, планирования мероприятий, направленных на достижение качества образования в соответствии со спецификой нашего региона.

Современный этап модернизации образования, усложнение его функций обострил необходимость внедрения различных технологий,в том числе мониторинга как элемента механизма повышения качества образования.

Непрерывное отслеживание такого сложного педагогического явления как качество образования, изменяющегося не только с течением времени, но и в зависимости от типа образовательного учреждения, его приоритетного направления, реализуемых вариативных общеобразовательных программ и т.д., могут быть осуществлены посредством мониторинга.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация
Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотре ...

Сравнительный анализ показателей успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по биологии и химии до и после эксперимента
После изучения в контрольном 9 «А» классе раздела по биологии «Структурная организация живой клетки» в соответствии с календарно-тематическим планированием и апробации на практике в 9 «Б» классе разработанных интегрированных уроков биологии и химии на тему «Структурная организация живой клетки», на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru