Если первое основное понятие ритмодвигательной терапии – ритм, то второе, вызываемое им, - измененное состояние сознания, характеризующееся фиксацией внимания внутри себя – кинестетический транс. По замечанию И.Г.Малкиной-Пых кинестетический транс терапевтичен и сам по себе, без вербальных вмешательств.
И.Г.Малкина-Пых приводит следующий перечень направлений, по которым проводятся занятия в группах ритмопластической терапии:
- работа с опорами или заземление (устойчивость);
- работа с границами (установление границ с окружающим миром – какую важность это имеет для человека);
- работа с межличностными отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми);
- как контролировать себя и других людей;
- способность справляться с агрессией, неадекватным поведением;
- работа с образом «Я»;
- общая работа с блоками – «зажимами», необходимостью сдерживать себя из-за установленных правил в обществе;
- структурная интеграция, преодоление беспорядочности действий и суждений.
В целом же А.И.Буренина отметила, что в результате ритмопластического психотренинга, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но музыка движения заставляет задуматься о смысле своей деятельности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что телесная терапия предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым методам, включая в контекст и физические параметры. Она является сильным методом высвобождения эмоций, т.к. направляет свое воздействие на снятие хронических блокировок (мышечного панциря), спонтанного течения энергии, отражающегося в телесной позе, движении и физическом строении.
При этом различают собственно телесно-ориентированную терапию, работающую со статическими зажимами, двигательную терапию – синтез телесно-ориентированной терапии, танцевальной терапии и ритмической гимнастики. Возникновение этого направления связано с историей развития европейских гимнастических школ, влиянием элементов восточных психофизических гимнастик и пластических ритмически организованных движений африканских племен. Исторически возникнув под влиянием ритмической гимнастики Э.Ж.Далькроза и свободного от танцевальных традиций пластического танца А.Дункан, это направление, помимо прочих синонимичных понятий получило название ритмической пластики.
В отличие от остальных видов телесной терапии ритмопластика направлена на снятие динамических зажимов, неосознанно появляющийся в действиях, разрешение которых, в свою очередь, автоматически устраняет статические зажимы.
Ритмическое движение дарит человеку здоровье – полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение способствует уменьшение локального мышечного напряжения – зажимов, оно тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку – учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Основные понятия ритмопластического направления - ритм и вызванный им кинестетический транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение.
Педагогические заметки:
Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...
Трудности, связанные с источником информации
В процессе обучения аудированию используются аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды), сопровождаемая рассказом учителя, озвученные диафильмы и кинофильмы, телевидение и речь учителя. К аудити ...
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...