Понятие ритмопластики в современной психологической литературе

Страница 2

Ритмодвигательная терапия работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.

По мнению И.Г.Малкиной-Пых ритмодвигательная терапия сравнима с занятиями в группах ритмической гимнастики, т.к. преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движений, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». Ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70-е годы прошлого столетия.

Большое влияние на развитие ритмической гимнастики оказала система Ф.Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека – мимикой – и его жестами. Работу Ф.Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения, послужив фундаментом для создания одного из направлений гимнастики – ритмопластического.

А.Дункан, заложив новые принципы пластической выразительности, оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого по словам И.Г.Малкиной-Пых, затем и оформилась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовая форма физической культуры, а современное ритмическое направление гимнастики – уникальный сплав ранее существующих европейских гимнастических школ.

При этом, помимо европейских гимнастических систем ритмопластическая гимнастика впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмические организованные движения африканских танцев. По словам И.Г.Малкиной-Пых для ритмической гимнастики необходимо 4 компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм.

Одной из попыток осуществить синтез различных искусств – музыки, танца, пластики и слова является создание Э.Ж.Далькрозом в 1910 году школы ритмической гимнастики. Именно он впервые ввел термин «ритмическая гимнастика», в основу которого положена связь музыки с движениями.

Таким образом, современный ритмопластический танец является, по определению А.И.Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.К.Далькроза и пластического танца А.Дункан.

Если раньше в работе с детьми у Э.Ж.Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д.Фонды это «аэробика», у С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас ритмическая пластика как система включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики хореографии, гимнастики, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста. По определению, используемому А.И.Бурениной ритмопластика – это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика.

В практике современных ДОУ программа ритмопластики применяется педагогами в качестве «донотного» периода музыкально-двигательного воспитания детей, необходимого для первоначального развития способностей ребенка. Но А.И.Буренина отмечает, что в целом это программа музыкально-ритмического психотренинга, развивающего внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации движений под музыку через осознанное и свободное владение телом (главную цель всех методик телесной терапии).

Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и при этом – движения под музыку для ребенка – один из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию. Ж.Демени, опираясь на принципы свободной пластики научно обосновал в области физиологии применение динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений на расслабление растяжение мышц, упражнений с предметами (буквами, пальцами и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Содержание понятия "самоконтроль поведения"
Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция&q ...

Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Для проведения экспериментального исследования была взята группа из 12 человек детского сада «Метелица» г. Новый Уренгой. Нужно отметить, что были взяты 6 человек с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении . Вместе с психологом автор разработал систему занятий и провел первичную ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru