Ритмодвигательная терапия работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.
По мнению И.Г.Малкиной-Пых ритмодвигательная терапия сравнима с занятиями в группах ритмической гимнастики, т.к. преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движений, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». Ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70-е годы прошлого столетия.
Большое влияние на развитие ритмической гимнастики оказала система Ф.Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека – мимикой – и его жестами. Работу Ф.Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения, послужив фундаментом для создания одного из направлений гимнастики – ритмопластического.
А.Дункан, заложив новые принципы пластической выразительности, оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого по словам И.Г.Малкиной-Пых, затем и оформилась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовая форма физической культуры, а современное ритмическое направление гимнастики – уникальный сплав ранее существующих европейских гимнастических школ.
При этом, помимо европейских гимнастических систем ритмопластическая гимнастика впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмические организованные движения африканских танцев. По словам И.Г.Малкиной-Пых для ритмической гимнастики необходимо 4 компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм.
Одной из попыток осуществить синтез различных искусств – музыки, танца, пластики и слова является создание Э.Ж.Далькрозом в 1910 году школы ритмической гимнастики. Именно он впервые ввел термин «ритмическая гимнастика», в основу которого положена связь музыки с движениями.
Таким образом, современный ритмопластический танец является, по определению А.И.Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.К.Далькроза и пластического танца А.Дункан.
Если раньше в работе с детьми у Э.Ж.Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д.Фонды это «аэробика», у С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас ритмическая пластика как система включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики хореографии, гимнастики, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста. По определению, используемому А.И.Бурениной ритмопластика – это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика.
В практике современных ДОУ программа ритмопластики применяется педагогами в качестве «донотного» периода музыкально-двигательного воспитания детей, необходимого для первоначального развития способностей ребенка. Но А.И.Буренина отмечает, что в целом это программа музыкально-ритмического психотренинга, развивающего внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации движений под музыку через осознанное и свободное владение телом (главную цель всех методик телесной терапии).
Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и при этом – движения под музыку для ребенка – один из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию. Ж.Демени, опираясь на принципы свободной пластики научно обосновал в области физиологии применение динамических упражнений, танцевальных шагов, упражнений на расслабление растяжение мышц, упражнений с предметами (буквами, пальцами и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки.
Педагогические заметки:
Сущность и причины гиперактивности в подростковом возрасте
Гиперактивность -это
встречающаяся в детском и подростковом возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гип ...
Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей
7- 8 лет на занятиях ЛФК
На этапе констатирующего эксперимента у УО детей 7-8 лет, при помощи тестовой карты, определялось нарушение осанки. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей рис.1. Рис.1 Виды н ...
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...