Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Информация о педагогике » Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста » Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Страница 3

По утверждению Э.В. Ильенкова, чтобы ребенок стал личностью, надо поставить его с самого начала в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью; именно всесторонне гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определить пути своей жизни, свое место в ней. Как заметили А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский, важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания является апелляция к ее самооценке и самодвижению – составляющим ее «образа-Я», «Я-концепции» - системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающей единство и тождественность его личности.

Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., проводя психометрическую квалификацию различных проективных методик, оценивающих проекцию «образа-Я», представление детей о себе, отметили, что состояние уровня развития личности детей выражается в степени выраженности различных симптомокомплексов: самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстративность, инфантильность, общительность и самооценка. Степень проявления этих симптомокомплексов будет также использована нами в диагностике самосознания старших дошкольников.

Н.И.Непомнящая в своих исследованиях доказала, что направленное формирование «оптимальной системы базового уровня личности», которая и является конкретной формой воплощения сущности свойств и потребностей, легко осуществляется в старшем дошкольном возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка, соответствует особенностям детства.

Таким образом, можем прийти к выводу, что старший дошкольный возраст, сензитивный для формирования оптимальной модели личности – оптимальной системы базового уровня психики, является начальным моментом в проявлении ребенком своей потребности в персонализации, т.е. потребности быть личностью. Объединяя в себе все многообразие психических явлений, личность, как системное качество возникает в тот момент, когда субъект становится носителем отношений социального характера.

От характера деятельностно-опосредованных взаимоотношений с окружающими, от характера опыта этих взаимоотношений, от требований референтной группы, в которую он интегрирован, от социальной ситуации развития, а главное, от воспитания зависит система внутренних ее отношений, характеризующих в свою очередь дальнейшие социальные взаимоотношения, адаптацию к социальной среде.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. По замечанию Д.Б.Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.

К концу дошкольного возраста формируется осознание своих желаний, планирование действий, осознание себя во времени, возникает личное сознание.

Задача формирования гармоничной личности в придании всем притязаниям правильного направления и в приглушении сопутствующих негативных образований в симптомокомплексах психических свойств.

У дошкольника в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Цели и задачи планирования производственного обучения
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения. Педагогическая наука и практика доказали, что успех обучения определяется в значительной степени ...

Становление ценностных семейных отношений между родителями
Появление ребенка, даже желанного, предъявляет к родителям серьезные требования. Ребенок полностью меняет прежний ритм жизни родителей и отнимает то время, которое они раньше посвящали друг другу. Те супруги, которые еще до рождения малыша смогли установить спокойные, здоровые отношения, легче спра ...

Особенности активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru