Первая стадия связана с возникновением проблемной ситуации. Важным здесь является умение видеть вопросы, если задача не дана в готовом виде. Пусковым моментом усмотрения вопроса является наличие сопровождающей его эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем рассматривается как непосредственная причина, заставляющая проанализировать ситуацию, что приводит к пониманию взаимоотношений разрозненно взятых фактов.
Наличие эмоционального фактора, объединяющего впечатления или образы на основе сходного эмоционального воздействия на человека, на которое указывали многие выдающиеся учёные (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер и другие), имеет принципиальное значение в понимании нами творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Следующий этап – разрешение проблемы, характеризуется Я.А. Пономарёвым как «решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует». Здесь происходит использование ранее полученных знаний в качестве средств решения путём осмысления их и переноса в другие новые условия, что даёт возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка. На данном этапе происходит проявление ситуации, обнаружение её промежуточных звеньев и тех скрытых связей, в которых находятся факты ситуации. Вырабатывается рабочее понятие, на котором останавливается поиск.
Заключительным этапом является проверка решения. Здесь осуществляется логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики.
Таким образом, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной.
Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.
Педагогические заметки:
Психофизиологические аспекты готовности детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка? Справится ли ...
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших
классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...
Проблемы профессиональной ориентации школьников
Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический. Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, пов ...