Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками

Информация о педагогике » Роль природно-развивающей среды в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста » Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками

Страница 2

Экологическая комната (класс, комната природы) — новый элемент развивающей предметной среды. Предназначена для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями.

Зона библиотеки— это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей.

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений в уголке формируется стихийно, без учета обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад - относительно традиционный элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут располагаться отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооружения (мостики, арки и т. п.), искусственные водоемы. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию.

Здесь же осуществляются уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, т. е. познавательная деятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ. Преобладание зеленого цвета, тихий плеск воды в фонтане способствуют возникновению положительных эмоций, оказывают релаксационное воздействие. В ряде коррекционных ДОУ в зимних садах конструируют оздоровительные дорожки из камней различной формы, размера, цвета, конфигурации, по которым дети ходят босиком.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом появляются дополнительные объекты для наблюдений. Размещение альпийских горок на территориях большинства дошкольных учреждений практически невозможно из-за варварства окрестных жителей, поэтому представляется более реальным создание минигорок внутри помещений.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Специфика работы по воспитанию звуковой стороны речи
Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка и подготовить его к обучению грамоте педагогу необходимо особым образом выстроить работу по воспитанию звуковой стороны речи, используя эффективные методы и приемы. Необходимо учитывать, что логопедическая работа должна строиться на общих дидактических ...

Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...

Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять соци ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru