– дети, у которых анализ объектов характеризовался полнотой (они выделяли в изображении значительное количество признаков) и многосторонностью, но был непланомерным и бессистемным.
– дети, у которых непланомерность анализа сочеталась с его односторонностью, в результате чего они выделяли в рассматриваемом объекте меньшее количество признаков, чем представители предыдущей группы.
– дети, которые не сразу понимали инструкцию. Анализ объектов при этом у них был односторонним, неполным, бессистемным.
3. Гипотеза о возможности эффективного развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения получила убедительное подтверждение.
После проведенной формирующей работы у детей произошли позитивные сдвиги: увеличилось количество выделяющихся в объекте признаков, характеризовали его с разных сторон, т.е. появилась многосторонность анализа и синтеза, также анализ объектов или их изображений стал более полным, причем не столько за счет увеличения количества называемых деталей, сколько за счет вычленения свойств объекта. Сопровождая практические действия с предметами, рассказом о получаемых результатах, производимый анализ был более подробным. Таким образом развитие мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения возможно при соблюдении следующих условий:
· индивидуального подхода;
· успешности психодиагностики;
· развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;
закрепление полученных результатов в деятельности 4. Проведенное нами исследование имеет прикладное значение. Сконструированная система работы может быть рекомендована педагогам и психологам специального (коррекционного) образовательного учреждения в целях развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.
5. Выполненное исследование не исчерпывает решения проблемы выявления эффективных путей, условий и методов развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения и имеет дальнейшие перспективы теоретической и экспериментальной разработки ряда ее аспектов, в частности, возможности преодоления неравномерности в развитии анализа и синтеза и установление соответствия между ними, также обучения детей более сложному, детальному анализу объекта, и сравнение его по существенным признакам.
Педагогические заметки:
Организация и проведение исследования
Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретическ ...
Медицинская и социальная модели инвалидности
Главная задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подхо ...
Авторский проект образовательной программы
Практика является составной частью образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество» и способствует реализации студентами приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Программа состоит из двух разд ...