Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Информация о педагогике » Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию » Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Страница 3

Таким образом, после определения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но, по сути, она более узкая и целенаправленная. Ведущее место занимает наблюдение.

В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей определяются содержание методика наблюдения. В сюжетном рисовании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействия их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.

Специально проводимые для занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть не однократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. Через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впечатлений, работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через семь дней после непосредственного выполнения обнаруживает уже моменты забывание, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием.

Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызывать соответствующие чувства, или на нравственной.

Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облако); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.

В старших группах целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок. В рисунке изображения следует располагать на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или какая картина природы.

На плоском листе бумаги надо найти место для персонажей и предметов, объединенных каким – либо сюжетом. Малыши не в состоянии решить эти задачи. Они рисуют предметы по всему листу, зачеркивают или повторяют изображения, когда надо, чтобы персонаж переместился. Получается нечто вроде игры, при этом содержание Рисунка остается непонятным. Однако на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша. Детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для передачи сюжета.

Согласовывать изображения в одной картине необходимо по величине предметов. Сами дети часто оказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, как дерево. Обучая детей передаче величинных отношений, обращая их внимание на реальное соотношение предметов по величине, воспитатель добивается того, что они понимают и передают в рисунке относительную величину предметов – вначале значительные различия, затем более тонкие, приближающиеся к действительным.

При изменении положения предмета его форма и величина не меняется. Однако, для того чтобы изобразить предмет в новом пространственном положении, его необходимо расположить на листе бумаги, иначе. Это требует поворота руки при рисовании. В сюжетном рисунке большей частью возникает необходимость передать действия. Это можно сделать, изменив положение всего предмета в пространстве или отдельных его частей: жук может ползти в ту или иную сторону. Можно изобразить человека, стоящего спокойно с опущенными руками. Но если надо выразить, что он что-то дает другому, руку его следует поднять и протянуть то есть изменить ее положение.

Простые движения фигуры уже могут передать дети пятого года жизни. Сложные движения — лишь старшие дошкольники.

В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной существенной задачи, а именно — выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке.

Выделить главное — это значит хорошо осмыслить тему, ее содержание; выделение главного дисциплинирует воображение, направляет основную мысль ребенка в определенное русло, не дает отвлекаться — ограничивает пассивное течение ассоциативного потока мыслей, основанного на слабом, еще недостаточно систематизированном опыте ребенка. Творческое воображение всегда целенаправленно. Однако анализ тематических рисунков детей показывает, что основная тема часто теряется. Ребенок изображает предметы, не имеющие прямого отношения к содержанию темы. Рисование последних вызвано пассивным возникновением в сознание ребенка ассоциаций, основанных не на существенных, а на случайных связях. Иногда просто непроизвольное движение карандаша на бумаге, оставившего след, напоминающий какую-то форму, уводит ребенка от темы вследствие слабости процессов торможения и отсутствия целенаправленности в его действиях.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...

Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы
Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследс ...

Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования методики развития общей выносливости у учащихся и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы. В начале педагогического эксперимента нами не обнаружены достоверные различия в показателях физического развития и общей ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru