Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на исследования мыслительных операций

Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения » Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на исследования мыслительных операций

Страница 3

Обобщение – средство объединения предметов и явлений по существенным признакам и свойствам.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Абстрагирование – это отвлечение признака от объекта, явления, события и превращение его в самостоятельный предмет мышления.

Классификация – разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация – разделение и последующее объединение не отдельных объектов, а их групп, классов.

Каждая из этих операций, как видно, выполняет определенную функцию и находится во взаимосвязи с другими операциями.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переход к обобщениям, к первым общим представлениям.

Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Управление образовательными системами
В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru