Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе было проведено педагогическое тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет. Всего было исследовано 24 ребенка в возрасте 7-8 лет с умственной отсталостью. Исследования проводились на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №23 VIII вида города Нижнекамска.
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлась апробация методики коррекции осанки у УО детей 7-8 лет. В экспериментальной группе Эксперимент проводился в течение 3 и 4-ой учебной четверти в 2012 году на уроках лечебной физической культуры.
На третьем этапе исследования проводились: обработка и описание полученных результатов в двух группах с целью определения
Для определения уровня физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет были проанализированы медицинские карты. Были использованы следующие данные антропометрии: рост, масса тела, окружность грудной клетки (пауза), жизненная емкость легких и кистевая динамометрия.
Нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты.
Схема тестирования: ребенок располагается в положении стоя на расстоянии 1,0-1,5 метра от обследователя. Осмотр начинают после того, как ребенок несколько успокоится, у него исчезнет напряженность и он примет обычную позу. Для того, чтобы яснее видеть расположение остистых отростков позвонков (которые хорошо прощупываются пальцем), на вершине каждого из них, ватным тампоном, смоченным йодной настойкой, ставится точка, и чертой отмечаются последние позвонки каждого отдела позвоночника.
Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:
-нормальная осанка - все отрицательные ответы;
-незначительные нарушения осанки: положительные ответы на вопросы в номерах 3, 5, 6, 7 (один или несколько).
-выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько).
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью |
Да – Нет |
2. Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично |
Да – Нет |
3. Грудная клетка "сапожника", "деформированная" |
Да – Нет |
4. Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза |
Да – Нет |
5. Чрезмерное отставание лопаток |
Да – Нет |
6. Чрезмерное выпячивание живота |
Да – Нет |
Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) |
Да – Нет |
8. Неравенство треугольников талии |
Да – Нет |
9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток |
Да – Нет |
10. Явное отклонение в походке |
Да – Нет |
Для определения уровня развития физических качеств были использованы следующие тесты:
Педагогические заметки:
Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях
Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориентационной работы. Обозначенное направление работы стало активно развиваться у нас со второй половины восьмидесятых годов прошлого века, когда в крупных городах России были открыты центры профориентации молодежи, ...
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в
историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...
Исторический обзор развития специального образования в РФ
Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массо ...