Творческий студенческий коллектив как объект исследования

Страница 3

Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

Существуют три воспитательные функции коллектива: организационная — коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательная — коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Творческий коллектив и специфика его формирования и развития объясняется спецификой самого творческого процесса (творчества) — процесса создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. Творческая деятельность — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психологических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В процессе обучения студентов в вузе, где они не создают качественно новые общественные ценности, творчество следует определять как форму деятельности обучающегося, направленную на создание объективно или субъективно качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчество – особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Кроме того, творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актёров и т.д.).

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т.д.

Будучи сложным культурно-историческим явлением и важным феноменом жизнедеятельности человека, творчество с давних пор привлекало внимание философов, учёных, художников, педагогов (Платона, Августина, Канта, Бергсона, Дьюи, Гуссерля, Дж. Гилфорда, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Е.Л. Яковлевой, Г. Уоллеса, Я. А. Пономарева и многих других). Несмотря на разносторонность их взглядов и на отсутствие до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, они едины в одном. Творчество – прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Творчество – способ «личностного» существования. Творческая личность – это свободная личность, личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я».

Изучение проблемы творчества в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ отражающих различные стороны творчества человека. Но в целом, как это отмечают исследователи в разных областях науки, творческая деятельность человека остается непознанной сферой.

В связи с этим выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: « . было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, каждая из которых по-своему разъясняла процессы художественного творчества или восприятия. Однако чрезвычайно немногие попытки были доведены до конца. Мы не имеем почти ни одной совершенно законченной и сколько-нибудь общепризнанной системы психологии искусства» .

По мнению наших современных авторов, положение и на сегодня остается прежним – не установлены критерии творчества, не определен предмет исследования, феномен творчества остается недостаточно глубоко изученной сферой.

Полностью совпадает с мнением Л.С. Выготского положение известного ученого Д.И. Узнадзе о необходимости психологического исследования творческого поведения личности. Особенность такого поведения состоит в специфике его детерминации. По мнению Д.И. Узнадзе, оно не есть реакция на внешнее воздействие, а представляет собой акцию, внутренне обусловленную и, следовательно, свободную автономную активность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от др ...

Разработка документов письменного инструктирования
Инструменты письменного инструктирования на уроках производственного обучения применяются карточки письменного инструктирования и контроля знаний во время вводного инструктажа и выполнения учащимися практического задания. Учащиеся могут вспомнить по карточкам содержание вводного инструктажа, не при ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru