В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Педагогические заметки:
Влияние музыки человека: психологические и
физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...
Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...
Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...