Опираясь на анализ педагогической литературы, учебных планов, изучение исследовательских работ, мы можем сделать следующий вывод. Внимание к эколого-экономическому образованию младших школьников средствами игры постепенно возрастает, и с течением времени проблема экономической подготовки в начальных классах актуализируется. Но, несмотря на этот факт, рассмотрение этой проблемы в контексте нового витка в эколого-экономическом развитии общества требует доработки и более детального рассмотрения.
Принимая во внимания всю важность и необходимость формирование эколого-экономических ценностей старших школьников, разработана образовательная программа - «Экология устойчивого развития» имеющую главную свою цель – формирование основ эколого-экономических ценностей школьников.
Данная программа является одним из механизмов формирования основ эколого-экономических ценностей, а также частью реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одной из приоритетных задач которой стала разработка специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Согласно одному из положений Концепции, «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества…». При этом в первую очередь необходимо облегчить социализацию молодого поколения в рыночной среде через формирование ценностей – ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.
Программа «Экология устойчивого развития», имеющей характер эколого-экономического воспитания, обеспечивает осознание каждым школьником важности формирования эколого-экономического поведения, понимание того, что соблюдение эколого-экономических норм в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость.
Логика организации программы по формированию эколого-экономических ценностей старших школьников предполагает поэтапное использование многообразных форм в сочетании с тренинговыми упражнениями. На первом этапе – это беседа, рассказ и дискуссия, в ходе которых сообщается определенный объем эколого-экономических знаний об экономической ответственности. Методика их проведения направлена на развитие внутренней активности учащихся. На втором этапе используются деловые игры, диспут, дебаты, конференция и т.п. В процессе их организации и проведения младшие школьники ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое личное отношение к обсуждаемым вопросам эколого-экономического характера.
Современная ситуация взаимодействия общества с окружающей природной средой объективно требует разработки целостного содержания эколого-экономического образования, в рамках которого необходим целенаправленный процесс формирования эколого-экономических ценностей школьников.
Таким образом, одним из механизмов формирования основ эколого-экономических ценностей является реализация в общеобразовательных учреждениях программы «Экология устойчивого развития».
Педагогические заметки:
Национальная доктрина и модернизация образования в России
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противо ...
Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по
патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...
Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности
современного детства
Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. К средствам массовой информации относятся: ü Печатные издания: газеты, журн ...