Профессиональная деятельность и личность педагога

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Профессиональная деятельность и личность педагога

Страница 2

Традиционно основными видами педагогической деятельно­сти, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, яв­ляются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управле­ние разнообразными видами деятельности воспитанников с це­лью решения задач гармоничного развития личности. А препода­вание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной дея­тельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педа­гогическая профессия, является четкость социальной и профес­сиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, воле­вых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, ко­торые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможно­стями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники ак­тивности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер соци­альной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взгля­дов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сфор­мированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профес­сиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его про­фессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать раз­вернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессио­нальной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности лично­сти, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педаго­гических позиций. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требова­ний, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценност­ные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если использует осторожное уговаривание;

просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;

вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанни­ков интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отри­цательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произ­вол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького ку­мира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т. п.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения
Под условиями предъявления понимаются количество прослушиваний и темп речи говорящего. На практике преподавателями широко используется повторное прослушивание текста в целях облегчения понимания и запоминания содержания и языковой формы текста. Нужно отметить, что многие методисты высказываются о в ...

Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами». Основная цель системы образования для де ...

Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru