Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания

Страница 2

Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого моти­вируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межлич­ностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к обще­му успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понят­ным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого тре­буется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педаго­гическим требованиям.

В этом смысле первая стадия в развитии коллектива ха­рактеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства вы­ступают требования педагога к учащимся. «Требование, выска­занное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активис­ты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который возна­граждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, органи­зованной работой».

Иногда говорят, что требования не могут выступать в каче­стве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный исследователь кол­лектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллекти­ва, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция от­ношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.

Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллек­тивами, В условиях школы в качестве таких первичных кол­лективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые вре­менные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач бригады, коллекти­вы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль иг­рают органы ученического самоуправления: ученический коми­тет (совет), старосты в классах, а также в кружках художест­венной самодеятельности.

При правильной и целенаправленной организации воспита­тельной работы с коллективом, всемерном развитии его самоде­ятельности, внутришкольной демократии и здорового общест­венного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащих­ся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует дли­тельного времени, активных и методически правильных педа­гогических усилий.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Учебно-методический комплекс как основа развития профессиональной компетентности педагога в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Реализация образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовой школьной практике обеспечивается учебно-методическим комплексом, построенным на единых концептуальных основаниях и в то же время допускающим определенную вариативность использования. Таким образом, используя данный комплек ...

Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт
Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования лич­ности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы. Но поскольку обучение направле­но на образование личности и органически связано с ним, то, ест ...

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru