Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития

Страница 2

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогиче­ской технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контек­сте ее взаимодействия с окружающим миром (Н.Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как тех­нологии обучения (дидактические технологии) и технологии вос­питания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

• технология разрабатывается под конкретный педагогически и замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, фи­лософская позиция автора. Так, можно различать технологии про­цесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического об­щения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педа­гогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется лично­стными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно разли­чать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим от­носятся технологии конструирования, например процесса обуче­ния и его осуществления. Частные — это технологии решения та­ких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулиро­вание деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организа­ции начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направлен­ного на развитие личности школьников в целом.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности и характеристика учебников по русскому языку
С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева ...

Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные ме­тоды исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ве ...

Компетентностный подход в профессиональном образовании России
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru