Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт

Страница 2

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого прин­ципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из кон­цепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практичес­кой деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах дея­тельности, усвоение которых обеспечивает формирование в со­знании учащихся научной картины мира, вооружает их диалекти­ческим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невоз­можно ни одно целенаправленное действие.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Без таких знаний ни один способ деятельности нельзя выполнить сознательно. Но этих знаний не­достаточно. Нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения — внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответ­ствии с поставленными задачами и условиями. Навыки — частич­но автоматизированные действия.

Опыт творческой деятельности как компонент содержания об­щего образования и базовой культуры личности призван обеспе­чить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов.

Опыт творческой деятельности человечество накапливало постепенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям.

Опыт отношений личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмот­рен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Мировоззрение личности представляет собой совокупность по­ложений и идей, теоретических принципов и ценностных ориен­тации, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. Научным считается мировоззрение, которое харак­теризуется такими чертами, как диалектичность, историчность, эволюционность. Оно обосновывает человеческое бытие законами развития природы и общества. Такое мировоззрение отражает на­учную картину мира, складывающуюся на основе обобщений со­временных концепций развития природных и социальных явле­ний. Образ научной картины мира позволяют формировать вес учебные дисциплины, но в особенности — обобщающие (обще­теоретические).

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:

• целостное отражение в содержании общего образования за­дач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

• научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

• соответствие сложности содержания учебных предметов ре­альным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

• соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

• учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

• соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Государственный образовательный стандарт. Одной из современных тенденций развития содержания об­разования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стра­не единого педагогического пространства, благодаря которому бу­дет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Изучение проблемы в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, наск ...

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края. Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru