Многомерность определяет необходимость формирования у студентов не только когнитивных, но и креативных свойств через развитие интеллектуальных умений: аналитических, коммуникативных, критических и др.
Формирование ключевых компетенций является первым направлением компетентностного подхода к современному образованию. Ключевые компетенции предполагают подготовку специалиста через реализацию Государственного образовательного стандарта; развитие межпредметных знаний и умений, в том числе по другим специальностям; информационную, экономическую, коммуникативную и правовую подготовку.
Второе направление – формирование обобщенных предметных компетенций. Обобщенные предметные компетенции отвечают за умение использовать содержание различных дисциплин при решении конкретных задач. В определенном смысле данное направление связано с тенденцией к универсализации образования. При этом расширяется кругозор студентов, формируются умения искать и находить нестандартные решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности и бытовой жизни.
Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление практического, прикладного характера образования – развитие прикладных предметных компетенций. Прикладные предметные компетенции связаны с деятельностным характером профессиональной подготовки. В отличие от обобщенных предметных компетенций в данном случае формируются способности эффективно использовать в профессиональной деятельности конкретные знания и умения по изученным дисциплинам. Это направление является развитием традиционной системы профессионального образования.
Четвертое направление – овладение жизненными навыками. Развитие данного направления предполагает подготовку к социальной адаптации, которая не менее важна, чем профессиональная подготовка. Жизненные навыки важны профессионалу для успешной социализации в обществе.
В целом следует отметить, что реализация компетентностного подхода направлена на формирование набора компетенций в соответствии с задачами профессионального образования. В документах Министерства образования и науки РФ отмечается, что «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.
Формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Важнейшим из таких условий является моделирование целостного педагогического процесса.
Педагогическое моделирование – это процесс создания модели, в которой иерархия структурных составляющих учебного процесса представлена в различных аспектах и различными средствами .
Моделью является искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде его структуру.
Рис 1. Педагогическая модель формирования ключевых компетенций как базовых элементов компетентного специалиста
Педагогические заметки:
Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, ...
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...
Музыкальные инструменты - мамины помощники
Что касается музыки и музыкальных инструментов, то, в первую очередь, нужно отталкиваться от индивидуальных особенностей вашего малыша. Конечно, в науке говорится о полезном прослушивании классической музыки, на курсах подготовки о влиянии ритмичной современной музыки и т.д. Но ваш малыш - это что- ...