Умственное воспитание школьников

Информация о педагогике » Умственное воспитание школьников

Страница 1

Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъявляет очень высокие требования к развитию школьника — развитие познавательной потребности и интересов, эмоциональное развитие, развитие ценностных ориентации, развитие умственных сил и др.

Идея развития ребенка занимала многих выдающихся педагогов прошлого. Она родилась в эпоху гуманизма, когда на повестке дня встал вопрос о ценности человека, его правах на развитие и проявление своих способностей. На основе центральной идеи гуманизма — актуализация возможностей, заложенных в личности ребенка через гуманистические занятия, — строилось развивающее обучение.

Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.

Чтобы достигнуть коренного улучшения работы школы над развитием детей, надо раскрыть понятия «умственное развитие», «умственное воспитание», содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление.

Среди отечественных и зарубежных ученых бытует точка зрения, что развитие ребенка происходит спонтанно, так как ему присущи внутренние закономерности. Согласно этой позиции обучению отводится пассивная роль оно должно только подстраиваться под эти закономерности, сообразуясь с этапами возрастного развития. Однако умственное развитие идет значительно интенсивнее в условиях социального общения и воспитания, когда учитель оказывает планомерное и систематическое воздействие на ум ребенка, обеспечивая путем постановки упражнений решение задач умственного воспитания.

Итак, «умственное развитие» — это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате специальных воспитательных воздействий. «Умственное воспитание» — это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление — это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность.

Направления умственного воспитания:

1.развитие различных видов мышления;

2.развитие умственных сил учащихся;

3.овладение интеллектуальными умениями.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Задачи умственного воспитания:

• накопление фонда знаний;

• овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

• развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

• развитие научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом — знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования
В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осозн ...

Модель нового мышления формирования навыков
Для того, чтобы каждый учащийся обрел свободу мышления и свой «голос» важно опираться в обучении по отношению к учащемуся на парадигму целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности учащегося, как целого ч ...

Некоторые исторические сведения о преподавании геометрии в России
Геометрия традиционно занимает важное место в среднем образовании. В зависимости от многих как внешних (общеполитические установки, требования экономического развития), так и внутренних (развитие методико-математической и педагогической мысли) факторов, содержание курса геометрии, его цели, способы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru