Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX–XX вв.
Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели – воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников – вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.
Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж. -Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.
Педагогические заметки:
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон
психологической готовности дошкольника к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития дру ...
Разработка критериев оценки
учащихся
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Критерии оценки работ учащихся определяются исходя из поставленных перед ребятами целей и задач. Однако, существуют обязательные требования для получения высоких результатов: · Отличная готовность ученика к уроку и восприя ...
Творческие аспекты деятельности педагога
Современный педагог-профессионал немыслим вне творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, «мысль творящая», красота. Творческий учитель - «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н.Рерих) ...