Психофизиологические аспекты готовности детей к школе

Страница 4

В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения. Увеличение массы мозга и следовательно, его возможностей связано с увеличением размеров черепа. К семилетнему возрасту заканчивается первый период в морфологическом развитии черепа с формированием затылочных, теменных и лицевых костей и черепных швов. В дальнейшем рост черепа происходит за счет увеличения прослойки соединительной ткани в области швов. Все мозга шестилетнего ребенка достигает 90 % веса мозга взрослого человека, размеры поверхности коры головного мозга, в которой находятся нервные клетки, составляют также около 90 % размеров поверхности коры головного мозга взрослого человека. К 6-7 годам созревают наиболее сложные лобные отделы мозга, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность, рассудочное поведение, являются физиологической основой логического мышления. Важным показателем интеллектуальной готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой или правой рукой. Асимметрия развивается в онтогенезе и критическим возрастом является период 5-7 лет. Признаки латерализации полушарий появляются у человека с момента его рождения, тогда как у ребенка речь возникает в возрасте 1-2 лет. При слабовыраженной асимметрии проявляются типичные ошибки пространственного различения, проявляющиеся при расположении учебного инвентаря на партах (вперед, назад, вправо, влево), сужении различаемого пространства строчек при чтении, зеркальности письма (не дифференцирование правого и левого направлений наблюдается чаще чем верхнего и нижнего), трудности в овладении пропорций в рисунке, совершение движений правыми конечностями вместо левых (при гимнастических упражнениях). Совершенствование восприятия пространства и времени сопутствует усилению разных асимметрий и их взаимодействий. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно-временная ориентировка не является важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей.

По своим функциональным характеристикам головной мозг ребенка седьмого года жизни готов к усвоению достаточно сложной информации и овладению разнообразными формами познавательной деятельности в процессе систематического школьного обучения. Функциональная асимметрия больших полушарий определяет важные индивидуальные особенности мышления человека. У подавляющего большинства «праворуких» людей области коры головного мозга, управляющие движением ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии (приложение 4). У правшей левое полушарие ведает речью, письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные взаимоотношения, формы и структуры, ориентацию в пространстве, зрительные образы. Меньше встречаются «леворукие» и амбидекстры «обоерукие». У значительной их части распределение функций между полушариями головного мозга иное: симметричное или с правым речевым полушарием. Врожденные предпосылки являются только исходными условиями, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет активнее работает правое полушарие и только с 10-летнего возраста левое, причем коренной перелом начинается с овладения письменностью.

Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Поэтому в семье, детском саду, школе следует не запрещать, а поощрять желание ребенка работать левой рукой. При поступлении в школу степень выраженности асимметрии полушарий у большинства детей слабая. Повышению уровня активности и специализации полушарий могут способствовать спортивные игры, развивающие ведущую руку: теннис, бадминтон, городки, настольные игры: «Футбол», «Хоккей», «За рулем». Полезны занятия, развивающие тонкие двигательные координации: штриховка, лепка, вырезание контурных рисунков, вышивание. Необходимо чаще уделять внимание играм по развитию речи, логического и образного мышления, включение в работу возможно большего числа анализаторов. Отмечая значительные изменения в строении и работе мозга ребенка в конце дошкольного возраста, нельзя забывать, что перестройка мозговой деятельности и развитие мозга еще не завершены. Более того, именно в этом возрасте чрезмерные умственные нагрузки очень вредны и могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка и состояние его нервной системы. Это в свою очередь, может послужить причиной трудностей в обучении. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70 %. В поведении детей нарушения в работе нервной системы проявляются рассеянным и неустойчивым вниманием; заторможенностью умственной и двигательной деятельности или чрезмерной двигательной активностью и неусидчивостью; нарушениями памяти, речи и мышления; повышенной утомляемостью, вялостью. К сожалению, взрослые не всегда обращают внимание на эти симптомы, считая их индивидуальными особенностями ребенка или результатом недостатков в воспитании. И только с началом школьного обучения, когда нагрузка на нервную систему значительно возрастает, появляются серьезные проблемы: ребенок не может усвоить школьную программу.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...

Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...

Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи
Итак, обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно с обучением звуково ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru