Психофизиологические аспекты готовности детей к школе

Страница 4

В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения. Увеличение массы мозга и следовательно, его возможностей связано с увеличением размеров черепа. К семилетнему возрасту заканчивается первый период в морфологическом развитии черепа с формированием затылочных, теменных и лицевых костей и черепных швов. В дальнейшем рост черепа происходит за счет увеличения прослойки соединительной ткани в области швов. Все мозга шестилетнего ребенка достигает 90 % веса мозга взрослого человека, размеры поверхности коры головного мозга, в которой находятся нервные клетки, составляют также около 90 % размеров поверхности коры головного мозга взрослого человека. К 6-7 годам созревают наиболее сложные лобные отделы мозга, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность, рассудочное поведение, являются физиологической основой логического мышления. Важным показателем интеллектуальной готовности к школе является асимметрия коры больших полушарий, которая проявляется в преобладании действий левой или правой рукой. Асимметрия развивается в онтогенезе и критическим возрастом является период 5-7 лет. Признаки латерализации полушарий появляются у человека с момента его рождения, тогда как у ребенка речь возникает в возрасте 1-2 лет. При слабовыраженной асимметрии проявляются типичные ошибки пространственного различения, проявляющиеся при расположении учебного инвентаря на партах (вперед, назад, вправо, влево), сужении различаемого пространства строчек при чтении, зеркальности письма (не дифференцирование правого и левого направлений наблюдается чаще чем верхнего и нижнего), трудности в овладении пропорций в рисунке, совершение движений правыми конечностями вместо левых (при гимнастических упражнениях). Совершенствование восприятия пространства и времени сопутствует усилению разных асимметрий и их взаимодействий. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно-временная ориентировка не является важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей.

По своим функциональным характеристикам головной мозг ребенка седьмого года жизни готов к усвоению достаточно сложной информации и овладению разнообразными формами познавательной деятельности в процессе систематического школьного обучения. Функциональная асимметрия больших полушарий определяет важные индивидуальные особенности мышления человека. У подавляющего большинства «праворуких» людей области коры головного мозга, управляющие движением ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии (приложение 4). У правшей левое полушарие ведает речью, письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные взаимоотношения, формы и структуры, ориентацию в пространстве, зрительные образы. Меньше встречаются «леворукие» и амбидекстры «обоерукие». У значительной их части распределение функций между полушариями головного мозга иное: симметричное или с правым речевым полушарием. Врожденные предпосылки являются только исходными условиями, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет активнее работает правое полушарие и только с 10-летнего возраста левое, причем коренной перелом начинается с овладения письменностью.

Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Поэтому в семье, детском саду, школе следует не запрещать, а поощрять желание ребенка работать левой рукой. При поступлении в школу степень выраженности асимметрии полушарий у большинства детей слабая. Повышению уровня активности и специализации полушарий могут способствовать спортивные игры, развивающие ведущую руку: теннис, бадминтон, городки, настольные игры: «Футбол», «Хоккей», «За рулем». Полезны занятия, развивающие тонкие двигательные координации: штриховка, лепка, вырезание контурных рисунков, вышивание. Необходимо чаще уделять внимание играм по развитию речи, логического и образного мышления, включение в работу возможно большего числа анализаторов. Отмечая значительные изменения в строении и работе мозга ребенка в конце дошкольного возраста, нельзя забывать, что перестройка мозговой деятельности и развитие мозга еще не завершены. Более того, именно в этом возрасте чрезмерные умственные нагрузки очень вредны и могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка и состояние его нервной системы. Это в свою очередь, может послужить причиной трудностей в обучении. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70 %. В поведении детей нарушения в работе нервной системы проявляются рассеянным и неустойчивым вниманием; заторможенностью умственной и двигательной деятельности или чрезмерной двигательной активностью и неусидчивостью; нарушениями памяти, речи и мышления; повышенной утомляемостью, вялостью. К сожалению, взрослые не всегда обращают внимание на эти симптомы, считая их индивидуальными особенностями ребенка или результатом недостатков в воспитании. И только с началом школьного обучения, когда нагрузка на нервную систему значительно возрастает, появляются серьезные проблемы: ребенок не может усвоить школьную программу.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Результаты изучения неречевых функций у обследуемых детей
дизартрия моторный недоразвитие речь Обследование состояния общей моторики. Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции. Оценка результатов: 3 балла – движения выполняются качественно, правильно, последовательно; отмечается плавное переключение с одного движения на ...

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время» . Причем многие обвиняют в этом телевизор. Проблема суицида среди подростков – виноват телевизор . Дети жестокие, дерутся – опять виноват телевизор . Чего только ни приходится слышать в адрес со ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru