Психофизиологические аспекты готовности детей к школе

Страница 3

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела (приложение 2). Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме этого, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп: Первая группа – дети, без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся не превышает 20-25 %.

Вторая группа –дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс (30-35 %).

В третью группу – входят дети, страдающие разными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием (30-35 %).

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легким и мышечную силу рук. В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко-координированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и не сформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). Для определения состояния мелкой моторики рук можно использовать достаточно простые методы .

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК
Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0). Таблица 0.0 Лично ...

Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего ...

Художественно-эстетическая творческая деятельность
Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru