Психофизиологические аспекты готовности детей к школе

Страница 3

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. Старшие дошкольники быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций – отношение окружности головы к длине тела (приложение 2). Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме этого, увеличивается длина рук и ног.

В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп: Первая группа – дети, без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся не превышает 20-25 %.

Вторая группа –дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс (30-35 %).

В третью группу – входят дети, страдающие разными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием (30-35 %).

Четвертую группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации.

У детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легким и мышечную силу рук. В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышаются надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко-координированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно-развивающих занятий и подготовке дошкольников к школе важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и не сформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму). Для определения состояния мелкой моторики рук можно использовать достаточно простые методы .

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...

Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практическ ...

Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru