Информатизация образования: проблемы и перспективы

Страница 2

Наверное, проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком много, и мы начнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочется верить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы.

Информатизация образования: перспективы

Перспектива первая: "Есть проблема – нет проблемы". Она лежит в сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателей от допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделать это без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимые параметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы их анализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.

Перспектива вторая: "Каждому специалисту – занятие по душе". Любую профессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят те деловые процессы, которые у большинства специалистов этой профессии вызывают негативные чувства. Сомневаюсь, что выпускники педагогического вуза выбирают свою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинство специалистов. Понятно, что у каждого свое деление деловых процессов на любимые и нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный, повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий.

Перспектива третья: "Каждому ученику – индивидуальную образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать последовательность и темп обучения, учитывать способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие. Маленький пример: просит ученик из информационного хранилища лекцию по новой теме, а система учитывает, какое полушарие у него ведущее, и подбирает соответствующий учебный материал.

Перспектива четвертая: "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней классно-урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех учеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобы подтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль. Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса для построения эффективной образовательной траектории.

Перспектива пятая: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна научить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителя считают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить, а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговорот перекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на разных участников круговорота. В советские времена – в основном на систему образования, после перестройки – в основном на родителей. Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новым реалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. И при нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса иного не будет. Только использование информационных технологий для организации своевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно в корне изменить ситуацию.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова
По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного разв ...

Наглядность как средство развития познавательного интереса
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы ...

Музыка и ее использование в жизни человека
Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Использова ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru