Общее понятие о факультативном курсе

Страница 3

Опыт показывает, что на факультативных занятиях можно применять такие современные средства обучения, как предметные модели, литературу по предмету (на уроках это, прежде всего, учебники), дидактические материалы с печатной основой и т.п., такие технические средства, как кодоскопы, тренажеры и другие обучающие устройства. Преимущества использования таблиц, плакатов, других обучающих материалов перед «меловым» способом обучения, когда все графические изображения даются учителем на доске в ходе урока путем весьма нерационального использования учебного времени, по-видимому, не нуждаются в пространной аргументации.

Требования преемственности методов и средств обучения позволяют говорить о необходимости активной самостоятельной работы учащихся вообще на всех занятиях по геометрии. Главное – учителю следует стремиться, чтобы работа учащихся не ограничивалась лишь решением типовых задач и выполнением обычных упражнений, так как основная цель этих занятий заключается в развитии творческой инициативы школьников, их познавательных способностей, геометрического мышления.

Еще одна важная рекомендация: процесс обучения должен строиться как совместная исследовательская деятельность учащихся: геометрическая истина (определенное правило, теорема, свойство) не сообщается ученикам в «готовом» виде, а открывается ими самими. Процесс этот начинается с наблюдений, предположений, суждений (о возможном способе решения, о возможном содержании теоремы, правила), после чего следует проверка, поиски дедуктивного обоснования выводов, обобщение, анализ прикладных возможностей. Исследовательская или проблемная структура изучения геометрии удачно сочетается с развивающими целями обучения в ходе именно факультативных занятий. Не случайно эта структура органически сочетается с одновременным выполнением ряда «развивающих» требований – требований использования историко-математического материала, использования материала «занимательной» геометрии и других им подобных областей.

Интерес учащихся к изучению геометрии, базируясь на занимательности (в узком смысле слова), должен поддерживаться и другими средствами: привлечением историко-математического материала (с целью знакомства с прошлым и настоящим науки, а также ее перспективами), решением жизненных задач, связью с потребностями, выдвигаемыми практической деятельностью человека.

Без определенной подготовки надеяться включить учащихся в успешную многоэтапную творческую поисковую деятельность нереально – успех надо готовить. Полезны специальные логические упражнения. Для освоения методов научного познания учитель может дать ученикам задание на применение этих методов, не называя их: например, сравнить (сопоставить или противопоставить) объект или явление, сделать вывод по аналогии, обобщить информацию, что-то конкретизировать, осуществить классификацию и т.п. Благодаря таким упражнениям, представляющим логические задания на программном материале геометрии, учебная работа школьников превращается в школу логического мышления. При этом достигается углубление полученных знаний, интенсивно формируется интерес учащихся к изучению школьного курса геометрии. Как правило, большой интерес учащихся вызывает исследование возможностей обобщения способов решения данной задачи, решение целого ряда родственных ей задач.

Итак, из всего сказанного можно выделить методические рекомендации по организации геометрических факультативов:

1. Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий;

2. Соблюдать принцип единства в содержании факультативных занятий и различных разделов геометрии;

3. Активизировать самостоятельную работу учащихся;

4. Строить учебный процесс как совместную исследовательскую деятельность учащихся;

5. Использовать на факультативных занятиях системы ключевых задач по темам;

6. Использовать на факультативных занятиях историко-математический материал;

7. Соблюдать принципы занимательности занятий;

8. Организовывать проблемное изучение материала.

В различных учебниках изложение материала рассмотрено по-разному, по этому учителю нужно сочетать свою работу с материалом изложения на страницах других учебников.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо ...

Особенности развития речи и требования к речи младших школьников
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русого языка. Названиями основных разделов программы п ...

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru