Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
беглость мысли (количество идей),
гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
оригинальность (способность производить идеи),
любознательность,
фантастичность.
Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” выделяет совокупность множества способностей:
Способность рисковать;
Дивергентное мышление;
Гибкость в мышлении и действиях;
Быстрота мышления;
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
Богатое воображение;
Восприятие неоднозначных вещей;
Высокие эстетические ценности;
Развитая интуиция.
Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно в нетестовых ситуациях. “Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа”.
Творческие способности противопоставляются устаревшим взглядам как максимальное выражение умственных и специальных способностей. Высокие баллы по результатам тестов не говорят о высоком творческом потенциале. Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. Дж. Рензулли предлагает ориентироваться на рейтинг прошлых и настоящих достижений. Важно поддерживать в ребёнке уверенность в своей одарённости, так как это в большей мере должно привести к усилению мотива достижения, а следовательно обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня собственно одарённости.
Современная действительность предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Изменяется социальный заказ, адресованный школе, которой отводится главная роль в формировании личности, способной к опережающей творческой деятельности, умеющей жить и работать в новых социокультурных условиях.
Наиболее полно отражает современные цели школьного образования личностно-ориентированный подход к образованию, развитию личности (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Суть личностно-ориентированного обучения, по мнению И.С Якиманской, заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. Понимание самоценности человека, признание его уникальности и огромных потенциальных возможностей саморазвития (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, К.Я. Вазина, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.) является центральным моментом инновационных преобразований в каждом учебном заведении.
Особую значимость в образовании представляет формирование таких способностей и умений, которые позволяют выпускникам успешно жить, повышать свой культурный уровень и трудиться в непрерывно развивающемся обществе:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, творчески применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
Педагогические заметки:
Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе
математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...
Гуманистические концепции воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образоват ...
Программа работы социального педагога по профилактике социально-психологической
дезадаптации младших подростков
Анализ результатов психологической диагностики, проведенной в МОУ СОШ с. Сеченово среди дезадаптированных младших подростков 10–12 лет в количестве 18 человек, свидетельствует о том, что у некоторых ребят заметно повышен отрицательный эмоциональный фон; ярко выражены тревожности, агрессивность, зам ...