Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
беглость мысли (количество идей),
гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
оригинальность (способность производить идеи),
любознательность,
фантастичность.
Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” выделяет совокупность множества способностей:
Способность рисковать;
Дивергентное мышление;
Гибкость в мышлении и действиях;
Быстрота мышления;
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
Богатое воображение;
Восприятие неоднозначных вещей;
Высокие эстетические ценности;
Развитая интуиция.
Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно в нетестовых ситуациях. “Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа”.
Творческие способности противопоставляются устаревшим взглядам как максимальное выражение умственных и специальных способностей. Высокие баллы по результатам тестов не говорят о высоком творческом потенциале. Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. Дж. Рензулли предлагает ориентироваться на рейтинг прошлых и настоящих достижений. Важно поддерживать в ребёнке уверенность в своей одарённости, так как это в большей мере должно привести к усилению мотива достижения, а следовательно обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня собственно одарённости.
Современная действительность предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Изменяется социальный заказ, адресованный школе, которой отводится главная роль в формировании личности, способной к опережающей творческой деятельности, умеющей жить и работать в новых социокультурных условиях.
Наиболее полно отражает современные цели школьного образования личностно-ориентированный подход к образованию, развитию личности (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Суть личностно-ориентированного обучения, по мнению И.С Якиманской, заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. Понимание самоценности человека, признание его уникальности и огромных потенциальных возможностей саморазвития (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, К.Я. Вазина, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.) является центральным моментом инновационных преобразований в каждом учебном заведении.
Особую значимость в образовании представляет формирование таких способностей и умений, которые позволяют выпускникам успешно жить, повышать свой культурный уровень и трудиться в непрерывно развивающемся обществе:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, творчески применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
Педагогические заметки:
Как проходит обучение в магистратуре
Магистратура – это возможность повысить уровень своего образования и получить диплом, который будет признаваться во всем мире. Но многие студенты предпочитают традиционный путь обучения, а именно 5 лет и получение диплома специалиста. Некоторых останавливает дополнительный год обучения, ну а многие ...
Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по
патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...
Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретиз ...