Формирование оценочной шкалы тестового контроля

Информация о педагогике » Автоматизация контроля результатов обучения учащихся » Формирование оценочной шкалы тестового контроля

Страница 1

Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату выполнения теста — ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение результата на шкале.

В педагогических измерениях шкалы различаются в зависимости от характера свойств, лежащих в основе их построения. В качестве таких свойств выделяют: идентичность, позволяющую однозначно относить объекты к одной из выделяемых категорий; транзитивность, способствующую ранжированию объектов в определенном порядке; метричность, обеспечивающую единую единицу измерения; наличие абсолютного нуля.

При создании тестов возникают определенные трудности, в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий студентами.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Кроме того, оценка служит одним из оснований для решения вопроса о назначении стипендии, и ее размере (повышении за высокие учебные достижения), переводе с курса на курс, выдаче диплома. Оценка должна побуждать студента к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предполагается, что преподаватель-экзаменатор заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку “отлично”, от 25 до 30 баллов -”хорошо”, от 20 до 24 - “удовлетворительно”, менее 20 - “неудовлетворительно”.

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма преподавателя. Кроме того, требования, предъявляемые разными преподавателями к уровню знаний студентов, колеблются в очень широких пределах.

На сегодня еще часто встречается метод “проб и ошибок” при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения - как негативные последствия - снижается стимулирующее воздействие экзаменационной оценки на познавательную деятельность студента, на качество учебного процесса в целом.

В некоторых тестовых системах оценивание результатов производится только по факту правильности ответа, т.е. ход решения в задачах не проверяется и не оценивается. Таковы, например, закрытые задания с однозначным числовым ответом или бинарные тесты. Для таких заданий в машину вводится ответ, который и сравнивается с эталоном. В данном случае, как показали исследования, наиболее удобной является десятибалльная шкала. Ее преимущества состоят в том, что она более “подробна”, чем пятибалльная, а также легко осуществляется психологическая адаптация, так как на практике многие преподаватели неформально расширяют пятибалльную шкалу до десятибалльной, используя дробные оценки (с минусом и плюсом).

Чтобы определить положение испытуемого относительно выборки стандартизации, его первичный результат (количество правильно выполненных заданий) переводят в некую относительную меру. В основе такого преобразования лежит стремление повысить уровень измерений, перейти, если это возможно, от порядковой к интервальной шкале, допускающей упорядочение испытуемых с учетом различия в их уровне подготовки путем введения фиксированной единицы измерения. Правда, далеко не всегда преобразование первичных результатов приводит к интервальной или хотя бы к квазиинтервальной шкале. В отдельных случаях факт перехода считается довольно спорным и опровергается аргументированной критикой на основании результатов экспертизы качества шкалы и самого измерителя.

Следует отметить, что попытки повышения уровня измерений путем шкалирования направлены целиком на расширение возможностей интерпретации и сопоставимости тестовых баллов, но ни в коей мере не связаны с повышением точности измерений. Не нарушая общности, можно считать, что преобразованные (производные) показатели служат двум целям. Во-первых, они позволяют уточнить место, занимаемое испытуемым в нормативной выборке, и, во-вторых, сравнить результаты испытуемых, полученные по различным тестам.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...

Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
Модель включает три функциональные подсистемы: - информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса; - экспертно ...

Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки полученных результатов был проведен контрольный эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 12 человек.Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием. Детям экспериментальной и контрольной группы были даны те же ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru