Формирование оценочной шкалы тестового контроля

Информация о педагогике » Автоматизация контроля результатов обучения учащихся » Формирование оценочной шкалы тестового контроля

Страница 1

Шкала—средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочения их в определенную систему чисел, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу совокупности наблюдаемых эмпирических данных — результату выполнения теста — ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение результата на шкале.

В педагогических измерениях шкалы различаются в зависимости от характера свойств, лежащих в основе их построения. В качестве таких свойств выделяют: идентичность, позволяющую однозначно относить объекты к одной из выделяемых категорий; транзитивность, способствующую ранжированию объектов в определенном порядке; метричность, обеспечивающую единую единицу измерения; наличие абсолютного нуля.

При создании тестов возникают определенные трудности, в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий студентами.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Кроме того, оценка служит одним из оснований для решения вопроса о назначении стипендии, и ее размере (повышении за высокие учебные достижения), переводе с курса на курс, выдаче диплома. Оценка должна побуждать студента к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предполагается, что преподаватель-экзаменатор заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку “отлично”, от 25 до 30 баллов -”хорошо”, от 20 до 24 - “удовлетворительно”, менее 20 - “неудовлетворительно”.

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма преподавателя. Кроме того, требования, предъявляемые разными преподавателями к уровню знаний студентов, колеблются в очень широких пределах.

На сегодня еще часто встречается метод “проб и ошибок” при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения - как негативные последствия - снижается стимулирующее воздействие экзаменационной оценки на познавательную деятельность студента, на качество учебного процесса в целом.

В некоторых тестовых системах оценивание результатов производится только по факту правильности ответа, т.е. ход решения в задачах не проверяется и не оценивается. Таковы, например, закрытые задания с однозначным числовым ответом или бинарные тесты. Для таких заданий в машину вводится ответ, который и сравнивается с эталоном. В данном случае, как показали исследования, наиболее удобной является десятибалльная шкала. Ее преимущества состоят в том, что она более “подробна”, чем пятибалльная, а также легко осуществляется психологическая адаптация, так как на практике многие преподаватели неформально расширяют пятибалльную шкалу до десятибалльной, используя дробные оценки (с минусом и плюсом).

Чтобы определить положение испытуемого относительно выборки стандартизации, его первичный результат (количество правильно выполненных заданий) переводят в некую относительную меру. В основе такого преобразования лежит стремление повысить уровень измерений, перейти, если это возможно, от порядковой к интервальной шкале, допускающей упорядочение испытуемых с учетом различия в их уровне подготовки путем введения фиксированной единицы измерения. Правда, далеко не всегда преобразование первичных результатов приводит к интервальной или хотя бы к квазиинтервальной шкале. В отдельных случаях факт перехода считается довольно спорным и опровергается аргументированной критикой на основании результатов экспертизы качества шкалы и самого измерителя.

Следует отметить, что попытки повышения уровня измерений путем шкалирования направлены целиком на расширение возможностей интерпретации и сопоставимости тестовых баллов, но ни в коей мере не связаны с повышением точности измерений. Не нарушая общности, можно считать, что преобразованные (производные) показатели служат двум целям. Во-первых, они позволяют уточнить место, занимаемое испытуемым в нормативной выборке, и, во-вторых, сравнить результаты испытуемых, полученные по различным тестам.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Художественно-эстетическая творческая деятельность
Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способност ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru