Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

Информация о педагогике » Активизация мыслительной деятельности на уроках математики » Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

Страница 4

Задачи исследования:

- определить уровень развития мыслительной деятельности у учащихся старшего школьного возраста,

- провести экспериментальное исследование эффективности влияния систематических занятий по решению текстовых задач на активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые включены методики решения задач.

Исследования проводились с двумя группами школьников 10-х классов по 10 человек школы в каждой «МОУ» Школа № 3 г. Ленинск-Кузнецкий. Для проведения экспериментального исследования были выбраны два класса: 10 «А» и 10 «Б». Учащиеся из 10 «А» - контрольная группа, учащиеся из 10 «Б» – экспериментальная группа. Учащиеся данных классов были однородны по возрастному составу, имели практически одинаковые показатели по результатам обучения. Исследования проводились в сентябре 2011.

В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, содержание каждого из которых отвечает основным задачам экспериментального исследования:

1) изучению уровня развития мыслительной деятельности у десятиклассников контрольного и экспериментального классов на начало эксперимента;

2) реализации условий активизации мыслительной деятельности в ходе учебной деятельности при систематических занятиях по решению текстовых задач с десятиклассниками экспериментального класса;

3) контрольному замеру развития мыслительных операций учащихся контрольного и экспериментального классов по окончании эксперимента.

Первый этап – констатирующий эксперимент. На первом этапе учащиеся проходили тестирование. В нем использовались тестовые задания в количестве 5 штук по математике с предложенными ответами, из которых учащиеся должны выбрать правильный вариант.

Второй этап – формирующий эксперимент Он состоял из цикла систематических занятий по решению текстовых задач, цель которых: активизировать мыслительную деятельность учащихся старших классов на уроке математики.

Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли тестовые задания в количестве 5 штук по математике с предложенными ответами, которые позволили определить результаты занятий в процессе формирующего эксперимента.

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики – систематические занятия по решению текстовых задач на уроках математики.

При оценке мышления у учащихся следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что в этом все типы мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к старшему школьном у возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции.

Тестовые задания для учащихся старших классов по математике на констатирующем эксперименте:

При определении уровня развития мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста в данном эксперименте была выявлена низкая активность мыслительной деятельности, рассеянное внимание, слабо выраженное мышление

Результаты показаны в таблице 1.

Результаты уровня развития мыслительной деятельности у учащихся старших классов на уроках математики (констатирующий эксперимент).

Таблица 1

Группы

Имя школьника

Номер задания

Ср. арифм.

Уровень

1

2

3

4

5

контрольная

1. Настя Д.

2

1

3

1

1

1,6

С

2. Вика К.

2

2

3

2

1

2

С

3. Дима К.

1

2

3

2

2

2

С

4. Женя Н.

1

2

1

1

1

1,2

Н

5. Ваня Ч.

1

1

1

1

1

1

Н

6. Настя К.

1

1

2

1

1

1,2

Н

7.Катя Ц.

2

1

2

1

1

1,4

Н

8. Настя Ц.

2

2

2

1

1

1,6

С

9. Инна Ш.

2

2

2

2

2

2

С

10. Настя Б.

1

2

2

2

2

1,8

С

Ср. арифм.

1,6

1,6

2,1

1,4

1,3

1,6

С

Уровень

С

С

С

Н

Н

экспериментальная

1. Рома В.

1

1

1

1

1

1

Н

2. Андрей К.

2

2

2

2

2

2

С

3. Максим С.

3

2

3

2

2

2,4

С

4. Ярослав Г.

2

2

1

1

1

1,4

Н

5. Ира Б.

1

1

1

1

1

1

Н

6. Ваня В.

3

2

1

2

2

2

С

7. Ваня К.

1

2

1

2

2

1,6

С

8. Валя М.

2

1

1

2

2

1,4

Н

9. Вадим Ш.

2

1

1

2

2

1,6

С

10. Вера А.

1

1

1

2

2

1,4

Н

Ср. арифм.

1,8

1,5

1,3

1,7

1,8

1,6

С

Уровень

С

С

Н

С

С

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Педагогические заметки:

Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
Школа — социальный институт, общественно-госу­дарственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образова­нию, однозначен: воспитать тв ...

Соблюдение условий приемов самовоспитания
Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “не взятую крепо ...

Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительност ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru