Задачи исследования:
- определить уровень развития мыслительной деятельности у учащихся старшего школьного возраста,
- провести экспериментальное исследование эффективности влияния систематических занятий по решению текстовых задач на активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из трех частей, в которые включены методики решения задач.
Исследования проводились с двумя группами школьников 10-х классов по 10 человек школы в каждой «МОУ» Школа № 3 г. Ленинск-Кузнецкий. Для проведения экспериментального исследования были выбраны два класса: 10 «А» и 10 «Б». Учащиеся из 10 «А» - контрольная группа, учащиеся из 10 «Б» – экспериментальная группа. Учащиеся данных классов были однородны по возрастному составу, имели практически одинаковые показатели по результатам обучения. Исследования проводились в сентябре 2011.
В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, содержание каждого из которых отвечает основным задачам экспериментального исследования:
1) изучению уровня развития мыслительной деятельности у десятиклассников контрольного и экспериментального классов на начало эксперимента;
2) реализации условий активизации мыслительной деятельности в ходе учебной деятельности при систематических занятиях по решению текстовых задач с десятиклассниками экспериментального класса;
3) контрольному замеру развития мыслительных операций учащихся контрольного и экспериментального классов по окончании эксперимента.
Первый этап – констатирующий эксперимент. На первом этапе учащиеся проходили тестирование. В нем использовались тестовые задания в количестве 5 штук по математике с предложенными ответами, из которых учащиеся должны выбрать правильный вариант.
Второй этап – формирующий эксперимент Он состоял из цикла систематических занятий по решению текстовых задач, цель которых: активизировать мыслительную деятельность учащихся старших классов на уроке математики.
Третий этап – контрольный эксперимент. В него вошли тестовые задания в количестве 5 штук по математике с предложенными ответами, которые позволили определить результаты занятий в процессе формирующего эксперимента.
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики – систематические занятия по решению текстовых задач на уроках математики.
При оценке мышления у учащихся следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что в этом все типы мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к старшему школьном у возрасту, а именно – умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции.
Тестовые задания для учащихся старших классов по математике на констатирующем эксперименте:
При определении уровня развития мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста в данном эксперименте была выявлена низкая активность мыслительной деятельности, рассеянное внимание, слабо выраженное мышление
Результаты показаны в таблице 1.
Результаты уровня развития мыслительной деятельности у учащихся старших классов на уроках математики (констатирующий эксперимент).
Таблица 1
Группы |
Имя школьника |
Номер задания |
Ср. арифм. |
Уровень | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
контрольная |
1. Настя Д. |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1,6 |
С |
2. Вика К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
С | |
3. Дима К. |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
С | |
4. Женя Н. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,2 |
Н | |
5. Ваня Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Н | |
6. Настя К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,2 |
Н | |
7.Катя Ц. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,4 |
Н | |
8. Настя Ц. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,6 |
С | |
9. Инна Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
С | |
10. Настя Б. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1,8 |
С | |
Ср. арифм. |
1,6 |
1,6 |
2,1 |
1,4 |
1,3 |
1,6 |
С | |
Уровень |
С |
С |
С |
Н |
Н | |||
экспериментальная |
1. Рома В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Н |
2. Андрей К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
С | |
3. Максим С. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2,4 |
С | |
4. Ярослав Г. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,4 |
Н | |
5. Ира Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Н | |
6. Ваня В. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
С | |
7. Ваня К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
С | |
8. Валя М. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1,4 |
Н | |
9. Вадим Ш. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
С | |
10. Вера А. |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1,4 |
Н | |
Ср. арифм. |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
1,7 |
1,8 |
1,6 |
С | |
Уровень |
С |
С |
Н |
С |
С |
Педагогические заметки:
Значение личного примера руководителя, наставника в
индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...
Характеристика контингента и методов исследования
Исследование проводилось на базе детского центра развития «Вешняки» ВАО г. Москвы. В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-6 лет. Всего обследовано 7 детей (4 девочки и 3 мальчика). Для реализации целей и задач исследования был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследов ...
Современные факторы, влияющие на эффективность системы
воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...