На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика.
Изучение мыслительной деятельности имеет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологических основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это имеет место применительно к восприятию, памяти), которые объясняли бы, каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления. В то же время имеется немало эмпирических исследований, которые посвящены изучению этой проблемы.
В педагогической литературе проблематика мыслительной деятельности школьников нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий развития мыслительной деятельности в взаимосвязи с успешным обучением.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем успешной учебной деятельности (Т.В. Габай, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ушинский, Д.Б. Эльконин Д.Б. и др.)
Развитие мыслительной деятельности, как условие успешной учебной деятельности одна из важной задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется знание предмета и методика их преподавания, направить сознательную активность ученика в нужное русло.
Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к выпускнику средней школы, которые не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления. С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако, как подростки, так и юноши часто прибегают к механическому заучиванию, “зазубриванию” исторических дат, мест и событий. Это приводит к продуктивному учению, что в конечном итоге меняет его положительную мотивацию к процессу учения на противоположную. В свою очередь это негативно сказывается на развитии личности ученика.
Задачей образования является целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс активизации мыслительной деятельности. Актуальность развития мыслительной деятельности в школьном обучении очевидна.
Развитие мыслительной деятельности рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др. В этом заключается актуальность исследования проблемы мыслительной деятельности, как условия успешного обучения.
Цель исследования: разработка и применение методов и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся старших классов.
Предмет исследования: методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.
Гипотеза исследования: систематические занятия по решению текстовых задач позволит повысить активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме активизация мыслительной деятельности
- Охарактеризовать особенности мыслительной деятельности на уроках математики учащихся старших классов
- Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность применения систематических занятий по решению текстовых задач для активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, сравнения, эксперимент.
Педагогические заметки:
Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста
В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он – основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем вы ...
Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках
русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...
Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...