Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Информация о педагогике » Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика.

Изучение мыслительной деятельности имеет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологических основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это имеет место применительно к восприятию, памяти), которые объясняли бы, каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления. В то же время имеется немало эмпирических исследований, которые посвящены изучению этой проблемы.

В педагогической литературе проблематика мыслительной деятельности школьников нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий развития мыслительной деятельности в взаимосвязи с успешным обучением.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем успешной учебной деятельности (Т.В. Габай, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ушинский, Д.Б. Эльконин Д.Б. и др.)

Развитие мыслительной деятельности, как условие успешной учебной деятельности одна из важной задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется знание предмета и методика их преподавания, направить сознательную активность ученика в нужное русло.

Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к выпускнику средней школы, которые не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления. С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако, как подростки, так и юноши часто прибегают к механическому заучиванию, “зазубриванию” исторических дат, мест и событий. Это приводит к продуктивному учению, что в конечном итоге меняет его положительную мотивацию к процессу учения на противоположную. В свою очередь это негативно сказывается на развитии личности ученика.

Задачей образования является целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс активизации мыслительной деятельности. Актуальность развития мыслительной деятельности в школьном обучении очевидна.

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др. В этом заключается актуальность исследования проблемы мыслительной деятельности, как условия успешного обучения.

Цель исследования: разработка и применение методов и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся старших классов.

Предмет исследования: методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Гипотеза исследования: систематические занятия по решению текстовых задач позволит повысить активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Задачи исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме активизация мыслительной деятельности

- Охарактеризовать особенности мыслительной деятельности на уроках математики учащихся старших классов

- Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность применения систематических занятий по решению текстовых задач для активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, сравнения, эксперимент.

Педагогические заметки:

Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...

Организация форм работы с логическими задачами
Выше неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ...

Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе
ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется боле ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru