Методические рекомендации по способам формирования и развития интереса к изучению русского языка

Информация о педагогике » Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка » Методические рекомендации по способам формирования и развития интереса к изучению русского языка

Страница 1

Развитие познавательного интереса является одним из важных факторов обучения, который позволяет достигнуть наиболее качественных и высоких результатов. В результате изучения ПИ было выявлено, что одним из факторов его развития является использование наглядности.

Изучение трудов Е.А. Гогуна, Н.А. Иппаевой и др. по применению графической наглядности на уроках русского языка и её роли в обучении и развитии познавательного интереса. Для будущего преподавателя русского языка данные учебные пособия позволяют определить роль наглядности в развитии познавательного интереса.

Нами сформулированы следующие рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся с помощью применения наглядности на уроках русского языка:

-каждый урок русского языка должен способствовать развитию познавательного интереса учащихся, устанавливая эмоциональную стабильность при изучении темы, доводя возможность концентрировать, сосредоточивать внимание, шлифуя интеллектуальные способности учащихся. Этому способствует применение наглядности в совокупности с изучением теоретических основ предмета;

-повышение эмоционального фона следует осуществлять не с ориентацией на отдельного ученика, обучение будет носить развивающий и воспитывающий характер, ориентируясь на весь класс.

-уроки, поводящиеся в нетрадиционной форме (праздники, спектакли, конкурсы) с применением обобщающей и систематизирующей наглядности будут более действенны для развития ПИ;

-учить следует не только видеть наглядность, но и работать с ней, уметь соподчинять визуальный образ теоретическому материалу;

-наглядность можно предоставлять как учителем, а можно создавать на уроке вместе с учащимися, формируя навык самостоятельной, творческой работы;

-работа с разными видами наглядности как по отдельности так и в совокупности друг с другом способствует развитию ПИ и тем самым повышает продуктивность урока русского языка.

Познавательный интерес не может развиваться в изолировании от других средств обучения русскому языку, поэтому развитие ПИ должно происходить повсеместно и соподчинено.

Проанализировав основные теоретические подходы к определению сущности познавательного интереса, определив психологические особенности развития современного школьника с точки зрения восприятия различных форм наглядности мы предоставили систему работы по формированию познавательного интереса к русскому языку с применением на уроках различных типов наглядности, соподчинённой теоретическому материалу так, чтобы учащиеся, сопоставляя визуальный образ и теоретический материал, могли словесно систематизировать, анализировать информацию.

В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс. Одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий, изменяющегося качества мыслительной деятельности, является использование обобщающей, систематизирующей наглядности как обучающей, так и развивающей, занимательной.

В преподавании языка наглядностью служит сам язык, а грамматические термины, лингвистические определения выступают как обобщения. В графической форме возможно отражение только обобщений, общих закономерностей языка, отвлечение от несущественных признаков, конкретных значений, поэтому графичность (изобразительность) можно считать отличительным признаком обобщающей и систематизирующей языковые связи наглядности. Таким образом, языковые средства соответствуют словесным формулировкам языковых обобщений и обобщённость графической наглядности именно при изучении языка является её существенным признаком.

Рассматривая наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка мы считаем возможным создание на плоскости графической наглядности, всё богатство языка, сложные многоаспектные иерархические связи грамматических категорий. Следовательно, использование наглядности при изучении учащимися родного языка является полезным, но далеко не единственным приёмом обучения. Применение наглядности должно опираться на работу учащихся со словом, предложением и, конечно, текстом.

Экспериментальная работа проводилась на базе 2 «Д» класса, 27 школы, которая показала, что применение наглядности существенно повышает познавательный интерес учащихся, помогает усвоению материала, развивает все психологические стороны учащегося, тем самым, формируя компетентность школьника. Тщательный подбор различных видов наглядности в зависимости от цели урока вносит разнообразие изучаемого материала и чётко определяет для учащихся цель урока.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru