Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний, поэтому повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки-сказки, конкурсы, аукционы, уроки путешествия в страну Грамматику, по станциям: Фонетийск, Словотворск, Частиречинск, Глаголию, Прилагандию. В уроке-сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Сказки- верные спутники малышей. Они оказывают как обучающее воздействие, так и воспитательное, развивающее. Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Уроки- семинары помогают учителю обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный материал, что несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Учитель руководит подготовкой учеников к уроку-семинару, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает группам нужную литературу, даёт поисковые задачи, учит сопоставлять языковые явления и работать со справочной литературой. Уроки семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают, даже пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Конечно, огромна роль учителя в проведении таких уроков, особенно в подготовке к ним. Уроки-зачёты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков. Эти уроки полезны и тем, что они помогают учащимся проверить в свои силы, в свои возможности, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ученика. Наиболее интересны уроки –праздники (КВН, Клуб знатоков русского языка). Игра проводится по типу игры для взрослых, но работают все учащиеся. Сложность в проведении уроков- праздников заключается в том, что учитель должен видеть все команды и знать их ответы на вопросы. К такому уроку учитель должен подготовить интересные вопросы и задания более высокого уровня сложности. познавательный интерес — значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным.
Педагогические заметки:
Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в ...
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности
будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...
Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной
семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...