Рассуждение как функционально-смысловой тип речи

Страница 2

Стиль речи в рассуждении определяется не только речевой системностью стиля, но и языковой формой выводного суждения в каждой смысловой разновидности рассуждения.

Языковое обеспечение стилистической формы рассуждения обусловлено функциями речи: информативно-воздействующей - в публицистическом стиле, сообщением объективных обобщенных знаний - в научном, созданием художественного образа - в художественном. В связи с этим в научном стиле использование образных средств ограничено, в художественном рассуждении они широко используются для создания художественного образа. В публицистическом рассуждении функционирование всех языковых средств подчинено одной цели - доказать правильность высказанной автором мысли и заставить читателя поверить автору и последовать его призыву

В публицистическом рассуждении используется более книжная, официальная лексика; патетическая окраска предложений, инверсия и т.п. Основные стилистические разновидности публицистического рассуждения - размышления на общественно-политические темы в жанре очерка, памфлета.

В научном рассуждении широко употребительна специальная лексика, терминология, сложные синтаксические конструкции (как по форме, так и по семантике). Основные стилистические разновидности научного рассуждения - размышления на научную тему в жанре статьи, рецензии, научного доклада, монографии и т.д.

В художественном рассуждении используются все пласты русской лексики, эмоционально-оценочная лексика, образные средства языка, разнообразные синтаксические средства, исключающие синтаксический монотон. Основная стилистическая форма художественного рассуждения - размышления на самый широкий спектр тем: общественно-бытовые, культурно-просветительные, научные и политические в жанре рассказа, характеристики литературного героя, отзыва, рецензии, эссе и т.д.

Итак, рассуждение - это тип речи, имеющий ряд признаков:

1. Логическая основа рассуждения - каузальные, причинно-следственные, отношения между явлениями.

2. Функция рассуждения - обоснование мысли: установление причинно-следственной связи между явлениями.

3. Характерная черта рассуждения - наличие положения, нуждающегося в доказательстве.

4. Грамматические признаки рассуждения определяются целью рассуждения и языковой формой выводного суждения.

5. Виды рассуждений - рассуждения с целью обоснования признака, действия, обоснованного действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости и рассуждения с целью категорического отрицания или утверждения в форме риторического вопроса.

6. Речевые жанры рассуждения - очерк, памфлет, статья, рассказ, доклад, рецензия, отзыв, эссе и т.д.

7. Стилистические разновидности рассуждения: научное, публицистическое, художественное.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК
На этапе констатирующего эксперимента у УО детей 7-8 лет, при помощи тестовой карты, определялось нарушение осанки. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей рис.1. Рис.1 Виды н ...

Цели и средства воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можн ...

Этапы становления технологического образования в России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru