Стиль речи в рассуждении определяется не только речевой системностью стиля, но и языковой формой выводного суждения в каждой смысловой разновидности рассуждения.
Языковое обеспечение стилистической формы рассуждения обусловлено функциями речи: информативно-воздействующей - в публицистическом стиле, сообщением объективных обобщенных знаний - в научном, созданием художественного образа - в художественном. В связи с этим в научном стиле использование образных средств ограничено, в художественном рассуждении они широко используются для создания художественного образа. В публицистическом рассуждении функционирование всех языковых средств подчинено одной цели - доказать правильность высказанной автором мысли и заставить читателя поверить автору и последовать его призыву
В публицистическом рассуждении используется более книжная, официальная лексика; патетическая окраска предложений, инверсия и т.п. Основные стилистические разновидности публицистического рассуждения - размышления на общественно-политические темы в жанре очерка, памфлета.
В научном рассуждении широко употребительна специальная лексика, терминология, сложные синтаксические конструкции (как по форме, так и по семантике). Основные стилистические разновидности научного рассуждения - размышления на научную тему в жанре статьи, рецензии, научного доклада, монографии и т.д.
В художественном рассуждении используются все пласты русской лексики, эмоционально-оценочная лексика, образные средства языка, разнообразные синтаксические средства, исключающие синтаксический монотон. Основная стилистическая форма художественного рассуждения - размышления на самый широкий спектр тем: общественно-бытовые, культурно-просветительные, научные и политические в жанре рассказа, характеристики литературного героя, отзыва, рецензии, эссе и т.д.
Итак, рассуждение - это тип речи, имеющий ряд признаков:
1. Логическая основа рассуждения - каузальные, причинно-следственные, отношения между явлениями.
2. Функция рассуждения - обоснование мысли: установление причинно-следственной связи между явлениями.
3. Характерная черта рассуждения - наличие положения, нуждающегося в доказательстве.
4. Грамматические признаки рассуждения определяются целью рассуждения и языковой формой выводного суждения.
5. Виды рассуждений - рассуждения с целью обоснования признака, действия, обоснованного действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости и рассуждения с целью категорического отрицания или утверждения в форме риторического вопроса.
6. Речевые жанры рассуждения - очерк, памфлет, статья, рассказ, доклад, рецензия, отзыв, эссе и т.д.
7. Стилистические разновидности рассуждения: научное, публицистическое, художественное.
Педагогические заметки:
Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина —
В.В.Давыдова
По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного разв ...
Медицинская и социальная модели инвалидности
Главная задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подхо ...
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...