Рассуждение как функционально-смысловой тип речи

Страница 2

Стиль речи в рассуждении определяется не только речевой системностью стиля, но и языковой формой выводного суждения в каждой смысловой разновидности рассуждения.

Языковое обеспечение стилистической формы рассуждения обусловлено функциями речи: информативно-воздействующей - в публицистическом стиле, сообщением объективных обобщенных знаний - в научном, созданием художественного образа - в художественном. В связи с этим в научном стиле использование образных средств ограничено, в художественном рассуждении они широко используются для создания художественного образа. В публицистическом рассуждении функционирование всех языковых средств подчинено одной цели - доказать правильность высказанной автором мысли и заставить читателя поверить автору и последовать его призыву

В публицистическом рассуждении используется более книжная, официальная лексика; патетическая окраска предложений, инверсия и т.п. Основные стилистические разновидности публицистического рассуждения - размышления на общественно-политические темы в жанре очерка, памфлета.

В научном рассуждении широко употребительна специальная лексика, терминология, сложные синтаксические конструкции (как по форме, так и по семантике). Основные стилистические разновидности научного рассуждения - размышления на научную тему в жанре статьи, рецензии, научного доклада, монографии и т.д.

В художественном рассуждении используются все пласты русской лексики, эмоционально-оценочная лексика, образные средства языка, разнообразные синтаксические средства, исключающие синтаксический монотон. Основная стилистическая форма художественного рассуждения - размышления на самый широкий спектр тем: общественно-бытовые, культурно-просветительные, научные и политические в жанре рассказа, характеристики литературного героя, отзыва, рецензии, эссе и т.д.

Итак, рассуждение - это тип речи, имеющий ряд признаков:

1. Логическая основа рассуждения - каузальные, причинно-следственные, отношения между явлениями.

2. Функция рассуждения - обоснование мысли: установление причинно-следственной связи между явлениями.

3. Характерная черта рассуждения - наличие положения, нуждающегося в доказательстве.

4. Грамматические признаки рассуждения определяются целью рассуждения и языковой формой выводного суждения.

5. Виды рассуждений - рассуждения с целью обоснования признака, действия, обоснованного действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости и рассуждения с целью категорического отрицания или утверждения в форме риторического вопроса.

6. Речевые жанры рассуждения - очерк, памфлет, статья, рассказ, доклад, рецензия, отзыв, эссе и т.д.

7. Стилистические разновидности рассуждения: научное, публицистическое, художественное.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Результаты изучения неречевых функций у обследуемых детей
дизартрия моторный недоразвитие речь Обследование состояния общей моторики. Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции. Оценка результатов: 3 балла – движения выполняются качественно, правильно, последовательно; отмечается плавное переключение с одного движения на ...

Методика эстетического воспитания в ВУЗе
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и молодого человека по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru