Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

Информация о педагогике » Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений » Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

Страница 1

Личностная приспособленность как интраперсональный коррелят социально-психологической адаптированности (интегрированности). Характерной психологической чертой раннего юношеского возраста является переживание развивающейся личностью кризиса идентичности. Последний приобретает особую актуальность в изменяющемся обществе – в случае кардинальной трансформации социоэкономических и культурно-идеологических условий жизни.

Следствием этого становится эскалация социально-психологической дезадаптированности старшеклассников, препятствующая, в свою очередь, их социальной интеграции, построению конструктивного и реалистичного сценария жизненного и профессионального пути, что закономерно обусловливает крайне невыгодное положение выпускников общеобразовательных школ на современном российском рынке труда.

В контексте психологической помощи оптантам особое значение с точки зрения наибольшей доступности и податливости для консультанта-психолога имеет система внутриличностно переживаемых ими субъективных трудностей «вписывания» в социальный контекст. Совокупность этих феноменов самосознания в свое время была обозначена Х.Беллом как «личностная приспособленность». При этом он рассматривал приспособленность не как следствие пассивных адаптационных реакций индивида на социальные требования и ожидания, а как результат активных действий личности, направленных не только на подчинение социальным влияниям, но и на переструктурирование социальной среды в соответствии с содержанием, целями и потребностями собственного «Я». Нельзя не отметить концептуальную близость взглядов Х.Белла и традиций российской психологии, выражающихся, в частности, в представлениях об адаптации и интеграции как качественно различных этапах вхождения личности в социальную общность. По моему мнению, правомерно рассматривать личностную приспособленность в ее понимании Х.Беллом как субъективное (интраперсональное) измерение социально-психологической адаптированности – дезадаптированности человека.

Обращение к описываемой психологической характеристике в качестве критерия эффективности допрофессиональной подготовки старшеклассников основывается также и на результатах исследований выявивших наличие достаточно тесных взаимосвязей между параметрами личностной приспособленности и типологическими особенностями профессиональной направленности оптантов раннего юношеского возраста.

Ценностные ориентации. Содержание ценностных ориентаций оптанта как принимаемый в расчет фактор профориентационной работы приобретает особую значимость в кризисные периоды развития общества. Происходящее в это время «размывание» ценностного слоя общественного и индивидуального сознания, нарушение преемственности этических смыслов старшего и младшего поколений и т.п. в значительной мере затрудняют профессиональную социализацию развивающейся личности

В этих условиях оказываются закономерными результаты многочисленных социологических и социально-психологических исследований последних лет, свидетельствующие о том, что многие молодые люди ищут ответ на вопрос «кем быть?» в координатах смысложизненного пространства, находящегося «по ту сторону» общечеловеческих гуманистических ценностей. Значительное число юношей и девушек не только «с пониманием» относятся к людям, подвизающимся на ниве организованной преступности, торговли наркотиками, проституции, разного рода мошенничества, но и не исключают для себя возможности «профессионализации» в подобных сферах деятельности.

Не случайно многие ведущие отечественные специалисты в области профориентации подчеркивают необходимость учета и целенаправленной работы с ценностно-смысловой сферой внутреннего мира оптанта, указывают на возрастание значимости в условиях современной российской действительности именно ценностно-нравственных компонентов личностного и профессионального самоопределения.

По моему мнению, при оценке эффективности допрофессиональной подготовки старшеклассников наиболее целесообразно обращать внимание на уровень сформированности у них прежде всего просоциальных терминальных ценностей, отражающих индивидуально-своеобразные социально одобряемые «предельные» жизненные цели. Выделение именно этой категории ценностно-смысловых регуляторов социального поведения развивающейся личности обусловливается не только простым следованием теоретико-методологическим принципам разделяемого нами гуманистического подхода (с его акцентом на позитивных потенциалах субъекта), но и практическими соображениями. Выявление обсуждаемой категории ценностей проходящих начальную профессиональную подготовку старшеклассников создает реальные возможности – на основе психологического механизма «мотивационно-смыслового связывания» – психолого-педагогической индивидуализации процессов вхождения в осваиваемую специальность, приобщения к миру профессий, построения личного профессионального плана (перспективы).

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания
Персональный компьютер (ПК) — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. П ...

Тест, как форма контроля знаний
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают дв ...

Лингво-психологическая характеристика письма, как вида речевой деятельности
Язык является важнейшим средством человеческого общения, обслуживая все виды деятельности человеческого общества. Общение может происходить как непосредственно в личной беседе, взаимной переписке, так и опосредованно – через книгу, телевидение, радио, газету. Это свойство любого языка, в том числе ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru