Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

Информация о педагогике » Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений » Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

Страница 1

Личностная приспособленность как интраперсональный коррелят социально-психологической адаптированности (интегрированности). Характерной психологической чертой раннего юношеского возраста является переживание развивающейся личностью кризиса идентичности. Последний приобретает особую актуальность в изменяющемся обществе – в случае кардинальной трансформации социоэкономических и культурно-идеологических условий жизни.

Следствием этого становится эскалация социально-психологической дезадаптированности старшеклассников, препятствующая, в свою очередь, их социальной интеграции, построению конструктивного и реалистичного сценария жизненного и профессионального пути, что закономерно обусловливает крайне невыгодное положение выпускников общеобразовательных школ на современном российском рынке труда.

В контексте психологической помощи оптантам особое значение с точки зрения наибольшей доступности и податливости для консультанта-психолога имеет система внутриличностно переживаемых ими субъективных трудностей «вписывания» в социальный контекст. Совокупность этих феноменов самосознания в свое время была обозначена Х.Беллом как «личностная приспособленность». При этом он рассматривал приспособленность не как следствие пассивных адаптационных реакций индивида на социальные требования и ожидания, а как результат активных действий личности, направленных не только на подчинение социальным влияниям, но и на переструктурирование социальной среды в соответствии с содержанием, целями и потребностями собственного «Я». Нельзя не отметить концептуальную близость взглядов Х.Белла и традиций российской психологии, выражающихся, в частности, в представлениях об адаптации и интеграции как качественно различных этапах вхождения личности в социальную общность. По моему мнению, правомерно рассматривать личностную приспособленность в ее понимании Х.Беллом как субъективное (интраперсональное) измерение социально-психологической адаптированности – дезадаптированности человека.

Обращение к описываемой психологической характеристике в качестве критерия эффективности допрофессиональной подготовки старшеклассников основывается также и на результатах исследований выявивших наличие достаточно тесных взаимосвязей между параметрами личностной приспособленности и типологическими особенностями профессиональной направленности оптантов раннего юношеского возраста.

Ценностные ориентации. Содержание ценностных ориентаций оптанта как принимаемый в расчет фактор профориентационной работы приобретает особую значимость в кризисные периоды развития общества. Происходящее в это время «размывание» ценностного слоя общественного и индивидуального сознания, нарушение преемственности этических смыслов старшего и младшего поколений и т.п. в значительной мере затрудняют профессиональную социализацию развивающейся личности

В этих условиях оказываются закономерными результаты многочисленных социологических и социально-психологических исследований последних лет, свидетельствующие о том, что многие молодые люди ищут ответ на вопрос «кем быть?» в координатах смысложизненного пространства, находящегося «по ту сторону» общечеловеческих гуманистических ценностей. Значительное число юношей и девушек не только «с пониманием» относятся к людям, подвизающимся на ниве организованной преступности, торговли наркотиками, проституции, разного рода мошенничества, но и не исключают для себя возможности «профессионализации» в подобных сферах деятельности.

Не случайно многие ведущие отечественные специалисты в области профориентации подчеркивают необходимость учета и целенаправленной работы с ценностно-смысловой сферой внутреннего мира оптанта, указывают на возрастание значимости в условиях современной российской действительности именно ценностно-нравственных компонентов личностного и профессионального самоопределения.

По моему мнению, при оценке эффективности допрофессиональной подготовки старшеклассников наиболее целесообразно обращать внимание на уровень сформированности у них прежде всего просоциальных терминальных ценностей, отражающих индивидуально-своеобразные социально одобряемые «предельные» жизненные цели. Выделение именно этой категории ценностно-смысловых регуляторов социального поведения развивающейся личности обусловливается не только простым следованием теоретико-методологическим принципам разделяемого нами гуманистического подхода (с его акцентом на позитивных потенциалах субъекта), но и практическими соображениями. Выявление обсуждаемой категории ценностей проходящих начальную профессиональную подготовку старшеклассников создает реальные возможности – на основе психологического механизма «мотивационно-смыслового связывания» – психолого-педагогической индивидуализации процессов вхождения в осваиваемую специальность, приобщения к миру профессий, построения личного профессионального плана (перспективы).

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Значение личного примера руководителя, наставника в индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...

Диагностика уровня самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Произвести более детальную оценку уровня самоконтроля поведения нам помогли следующие критерии: 1. способность прилагать усилия воли для преодоления препятствий; 2. способность контролировать эмоции; 3. степень коммуникативного контроля в общении. Методики для определения самоконтроля поведения гип ...

Игровые технологии
“Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых мы ведем речь, носят название деловых игр. Имитационные игры являют ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru