Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук

Страница 2

Механизмом реализации этого целевого комплекса является целостная система разноплановых мероприятий: организация допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки старшеклассников; предоставление возможности осуществить профессиональные пробы, получить квалифицированную профориентационную помощь, психологическую поддержку, овладеть навыками эффективного поведения на рынке труда, компьютерной грамотностью и т.д.

В качестве интегрального результата педагогической деятельности комбината выступает успешная социально-психологическая и трудовая адаптация выпускников на основе осуществления ими самостоятельного обоснованного и ответственного профессионального выбора.

При этом освоение старшеклассниками основ конкретной профессии не выдвигается в качестве самодостаточной цели, несмотря на прагматическую необходимость возможно более раннего приобретения базовых профессиональных навыков в условиях хронического социального кризиса и достаточно высокую конкурентоспособность предлагаемых школьникам специальностей на рынке труда. Более существенным является акцент на модельном характере осваиваемых профессий, которые рассматриваются как своеобразные содержательно-семантические голограммы, несущие в себе отображение ситуаций и проблем, типичных для любой профессиональной деятельности (сознательное предвосхищение социально значимой цели деятельности, понимание обязательности достижения определенного социально значимого результата собственной предметной и (или) коммуникативной активности, ответственность за прямые и косвенные последствия своих трудовых действий и т.п.). В этом случае процесс освоения конкретной профессии приобретает значение не просто усвоения узкоспециальных знаний, умений и навыков, а продвинутой (пролонгированной) профессиональной пробы, в ходе которой создаются условия для развития прежде всего метауровневых регуляторов трудового поведения оптантов (способность эффективной ориентировки в мире профессий и ситуации на рынке труда, соотнесение содержания профессиональной деятельности с собственными индивидуальными характеристиками и т.д.).

Существенным моментом является также и понимание всех административно-организационных, экономических, технико-технологических и иных профориентационных мероприятий (совершенно «непсихологических» на первый взгляд) как средств психологического управления процессом профессионального самоопределения развивающейся личности, поскольку все вышеназванные воздействия в конечном счете проецируются на внутренний мир человека, содействуя развитию его субъектности, ресурсов и потенциалов.

Таким образом, правомерно ожидать в качестве одного из возможных результатов начальной профессиональной подготовки определенной перестройки в системе личностной регуляции социального поведения старшеклассников.

При проведении мониторингового исследования психологической эффективности рассматриваемого варианта профориентационной работы мы (работа психолога-профориентатора осуществляется в тесном контакте с руководителями профилей) исходили из того, что обогащение и структурирование жизненного опыта старшеклассников в результате начальной профессиональной подготовки обусловливает:

повышение уровня их социально-психологической адаптированности;

активизацию ценностно-смыслового уровня регуляции поведения (в том числе и профессионально ориентированного);

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Из истории изучения рассуждения в научно-методической литературе
Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе является довольно спорным. Условно в его изучении можно выделить четыре основных периода. 1-й период - середина XVIII - начало XIX века. Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности. Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий эт ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru