Механизмом реализации этого целевого комплекса является целостная система разноплановых мероприятий: организация допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки старшеклассников; предоставление возможности осуществить профессиональные пробы, получить квалифицированную профориентационную помощь, психологическую поддержку, овладеть навыками эффективного поведения на рынке труда, компьютерной грамотностью и т.д.
В качестве интегрального результата педагогической деятельности комбината выступает успешная социально-психологическая и трудовая адаптация выпускников на основе осуществления ими самостоятельного обоснованного и ответственного профессионального выбора.
При этом освоение старшеклассниками основ конкретной профессии не выдвигается в качестве самодостаточной цели, несмотря на прагматическую необходимость возможно более раннего приобретения базовых профессиональных навыков в условиях хронического социального кризиса и достаточно высокую конкурентоспособность предлагаемых школьникам специальностей на рынке труда. Более существенным является акцент на модельном характере осваиваемых профессий, которые рассматриваются как своеобразные содержательно-семантические голограммы, несущие в себе отображение ситуаций и проблем, типичных для любой профессиональной деятельности (сознательное предвосхищение социально значимой цели деятельности, понимание обязательности достижения определенного социально значимого результата собственной предметной и (или) коммуникативной активности, ответственность за прямые и косвенные последствия своих трудовых действий и т.п.). В этом случае процесс освоения конкретной профессии приобретает значение не просто усвоения узкоспециальных знаний, умений и навыков, а продвинутой (пролонгированной) профессиональной пробы, в ходе которой создаются условия для развития прежде всего метауровневых регуляторов трудового поведения оптантов (способность эффективной ориентировки в мире профессий и ситуации на рынке труда, соотнесение содержания профессиональной деятельности с собственными индивидуальными характеристиками и т.д.).
Существенным моментом является также и понимание всех административно-организационных, экономических, технико-технологических и иных профориентационных мероприятий (совершенно «непсихологических» на первый взгляд) как средств психологического управления процессом профессионального самоопределения развивающейся личности, поскольку все вышеназванные воздействия в конечном счете проецируются на внутренний мир человека, содействуя развитию его субъектности, ресурсов и потенциалов.
Таким образом, правомерно ожидать в качестве одного из возможных результатов начальной профессиональной подготовки определенной перестройки в системе личностной регуляции социального поведения старшеклассников.
При проведении мониторингового исследования психологической эффективности рассматриваемого варианта профориентационной работы мы (работа психолога-профориентатора осуществляется в тесном контакте с руководителями профилей) исходили из того, что обогащение и структурирование жизненного опыта старшеклассников в результате начальной профессиональной подготовки обусловливает:
повышение уровня их социально-психологической адаптированности;
активизацию ценностно-смыслового уровня регуляции поведения (в том числе и профессионально ориентированного);
Педагогические заметки:
Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...
Педагогическое разрешение и создание конфликта
Конфликт – это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пусты ...
Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»
Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий. Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопл ...