Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук

Страница 2

Механизмом реализации этого целевого комплекса является целостная система разноплановых мероприятий: организация допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки старшеклассников; предоставление возможности осуществить профессиональные пробы, получить квалифицированную профориентационную помощь, психологическую поддержку, овладеть навыками эффективного поведения на рынке труда, компьютерной грамотностью и т.д.

В качестве интегрального результата педагогической деятельности комбината выступает успешная социально-психологическая и трудовая адаптация выпускников на основе осуществления ими самостоятельного обоснованного и ответственного профессионального выбора.

При этом освоение старшеклассниками основ конкретной профессии не выдвигается в качестве самодостаточной цели, несмотря на прагматическую необходимость возможно более раннего приобретения базовых профессиональных навыков в условиях хронического социального кризиса и достаточно высокую конкурентоспособность предлагаемых школьникам специальностей на рынке труда. Более существенным является акцент на модельном характере осваиваемых профессий, которые рассматриваются как своеобразные содержательно-семантические голограммы, несущие в себе отображение ситуаций и проблем, типичных для любой профессиональной деятельности (сознательное предвосхищение социально значимой цели деятельности, понимание обязательности достижения определенного социально значимого результата собственной предметной и (или) коммуникативной активности, ответственность за прямые и косвенные последствия своих трудовых действий и т.п.). В этом случае процесс освоения конкретной профессии приобретает значение не просто усвоения узкоспециальных знаний, умений и навыков, а продвинутой (пролонгированной) профессиональной пробы, в ходе которой создаются условия для развития прежде всего метауровневых регуляторов трудового поведения оптантов (способность эффективной ориентировки в мире профессий и ситуации на рынке труда, соотнесение содержания профессиональной деятельности с собственными индивидуальными характеристиками и т.д.).

Существенным моментом является также и понимание всех административно-организационных, экономических, технико-технологических и иных профориентационных мероприятий (совершенно «непсихологических» на первый взгляд) как средств психологического управления процессом профессионального самоопределения развивающейся личности, поскольку все вышеназванные воздействия в конечном счете проецируются на внутренний мир человека, содействуя развитию его субъектности, ресурсов и потенциалов.

Таким образом, правомерно ожидать в качестве одного из возможных результатов начальной профессиональной подготовки определенной перестройки в системе личностной регуляции социального поведения старшеклассников.

При проведении мониторингового исследования психологической эффективности рассматриваемого варианта профориентационной работы мы (работа психолога-профориентатора осуществляется в тесном контакте с руководителями профилей) исходили из того, что обогащение и структурирование жизненного опыта старшеклассников в результате начальной профессиональной подготовки обусловливает:

повышение уровня их социально-психологической адаптированности;

активизацию ценностно-смыслового уровня регуляции поведения (в том числе и профессионально ориентированного);

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...

Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...

Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru