Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию » Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета.

Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого.

Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма

служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или сидящую возле пенька, разговаривающую с колобком.

Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми.

Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие, однако, сущность образа.

Н. П. Сакулина утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром.

Так же дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов.

В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразие переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. «Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Из истории использования искусства для обучения и лечения
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании ...

Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...

Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития
Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество – наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Учить познанию и творчеству – таков императив современного образования. На значимость этого подхода ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru