Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию » Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Анализируя изобразительные замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение содержательной стороны будущего рисунка, но и представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике этого рисунка и т.д.

Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т.д. Художественный образ прежде всего выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора – ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Н. А. Ветлугина говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя.

В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.

Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное от ношение к этому образу.

Композиция –

это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм –это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся не только с чередованием форм, и с композиционно-цветовым ритмом в передаче организованность, упорядоченность построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Вместе с изменением методов интенсивно развивалось само понятие метод обучения. В настоящее время это понятие не имеет строго однознач ...

Характеристика современного урока русского языка
Организационное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучаю ...

Особенности активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru