Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет

Страница 2

Г.И. Щукина утверждает, что основной путь умственного развития и активизации мыслительных операций у ребёнка – это деятельность, которая направляется педагогом.

А.Г. Литвак отмечает, что для активизации мыслительной деятельности детей нарушением зрения и упражнения их в самостоятельных операциях могут быть использованы различные методы и приёмы. Огромное значение для формирования операций мышления при обучении детей с патологией зрения имеет направляющая роль словесных объяснений, сочетающихся с показом приёмов выполнения.

Приём сравнения, как считает О.К. Тихомиров, предполагает анализ. Синтез и обобщение, то есть установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или нескольких объектов.

Сравнение как дидактический приём способствует выработке у детей навыков анализа предметов и явлений, синтеза и обобщения.

Для формирования активности мыслительной деятельности Д.Б. Эльконин предлагает приём использования проблемных ситуаций и проблемных вопросов. В проблемной ситуации педагог ставит ребёнка (детей) в условия практического поиска решения задачи, ответа на вопросы. В проблемных ситуациях воспитатель должен постоянно будить самостоятельную мысль детей.

Приём использования противоречий. К этой группе можно отнести использование педагогом ошибки. Дети должны увидеть ошибку и доказать воспитателю, что он не прав.

Противоречие является источником борьбы между прежним опытом ребёнка и данными, поставленными в познавательной задаче, пока противоречие не разрешено ребёнком, он находится в состоянии умственного напряжения.

Л.С. Выготский отмечает, что для ребёнка в силу ограниченности его опыта и особенностей развития его мышления, не всегда понятно объяснение явлений. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Детское экспериментирование, как метод развития словесно-мыслительных операций, подчеркивает Н.Н. Поддъяков, наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности и в развитии мыслительных операций детей. При проведении экспериментов мы приближаем явление к ребёнку, наглядно показываем и раскрываем его суть. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников.

Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность, ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д.

Второй вид – это поисковая деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Таким образом, эксперименты помогают формировать у детей исследовательский подход к предметам и явлениям, выделять главное, существенное, материалистически объяснить природу.

Вопросы воспитателя к детям, как приём обучения, утверждает Д.Б. Эльконин имеет большое значение. Он активизирует мышление детей, ставит их перед необходимостью решать пусть самую несложную умственную задачу. Вопросы ведут детей вперёд, помогают углубить имеющиеся знания, направляют внимание на приобретение нового. От того, какой вопрос поставлен ребёнку, зависит и направление его анализа, ход знакомства с предметом и его конечный синтез.

Умение давать вопросы и постоянно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек.

Шестым важным психолого-педагогическим условием для формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения является дифференцированный подход с учётом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога, уровня развития и возможности детей (выделение степени самостоятельности, подбор определённого размера индивидуальных пособий, упрощённый или усложнённый вариант задания, дифференцированная оценка результатов работы) и т.д.

Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребёнком приёмами и навыками, от этапа лечения, очень важно учитывать остроту зрения и возможности ребёнка в зависимости от этого (вхождение в контакт, темп работы, устойчивость внимания к работе).

Дифференцированный подход к обучению требует выделение подгрупп с учётом уровней психофизических возможностей детей.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

Сущность основных понятий звуковой культуры речи
Итак, воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru