Гуманистические концепции воспитания

Страница 2

27. Воспитание как объект-субъектное преобразование личности

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не­вообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич­ность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа­нию совпадают влияния организованной воспитательной дея­тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет­ся формирование личности. Особенность воспитательного про­цесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объектив­ными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Ис­тинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искус­ство, - как это отмечал К.Д. Ушинский, - что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеоб­разию, свободе личностного "Я", становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой необходимости гармо­нии, мы бы либо заняли позицию грубого давления на личность, которое имеет своим вариантом тонкую психо­логическую манипуляцию, в корне отличную от истинного воспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка, но нисколько не интересами са­мого ребенка, либо отступили бы от воспитания, предоста­вив дело развития личности случаю и стихии, а ребенка - слепой судьбе. Последнее преобразовало бы немедленно школьную действительность в вавилонское столпотворе­ние, что мы можем сегодня, в период так называемой пе­рестройки, непрекращающегося реформирования образо­вания наблюдать в ряде школ, именуемых авторскими или переименованных в гимназии, колледжи, лицеи, педагоги которых играют в свободу и либерализм, зарабатывая себе дешевый авторитет на драме недоразвития учащихся. Про­тиворечие необходимости и свободы, должного и желае­мого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот общий харак­тер позволял сохранять в границах своих бесконечную ва­риативность индивидуального развития.

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных от­ношений, он понимал их содержание, назначение, цен­ность для всех и для отдельного человека, чтобы этот под­растающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Эффективность профессиональной ориентации моу для детей мук
Необходимым компонентом любой системы профессиональной ориентации является обратная связь, обеспечивающая надежную и достоверную оценку эффективности профориентационных мероприятий, то есть того, в какой мере удалось реализовать поставленные цели и задачи профориентационной помощи. В этой связи зак ...

Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...

Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития
Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество – наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Учить познанию и творчеству – таков императив современного образования. На значимость этого подхода ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru