Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе

Страница 3

Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния личности:

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе стро­ится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей сте­пени свойственно стремление к здоровому соперничеству, при­оритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень пе­редовых, стимулирует развитие творческой активности, инициа­тивы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональ­ные переживания. Как правило, «участниками педагогического про­цесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знако­мые им сказочные персонажи.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или кол­лектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, кото­рый избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энер­гии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Но нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам общественного поведения, и принуждает учащих­ся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда (А.С. Макаренко).

Применение метода наказаний в любой форме в целях стиму­лирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в ис­ключительных ситуациях.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Вы­полнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

К основным методам контроля относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показа­тели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, уме­ние оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубе­жом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициативе и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

В реальных условиях педагогического процесса методы высту­пают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значе­ние здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замед­ляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Страницы: 1 2 3 

Педагогические заметки:

Компетентностный подход в странах Евросоюза и США
В мировой образовательной практике компетентность выступает в качестве центрального понятия, так как: объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования; включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); обладает интегративной природой ...

Применение интерактивных методов на уроке зарубежной литературы
Каким же образом нужно строить учебу, чтобы процесс познания стал интересным для учеников? Один из путей является внедрением в педагогическую практику интерактивных методов. Они способствуют не только получению знаний, но и еще в большей степени, навыков, умений. Важны не поиск единственно правильн ...

Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru