Типология и многообразие организационных форм обучения

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Типология и многообразие организационных форм обучения

Страница 5

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, те­матические и обобщающие (например, при подготовке к экзаме­нам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных кон­сультаций. Нередко практикуется выделение специального дня кон­сультаций.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления зна­ний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько зада­чами формирования навыков самостоятельной работы и подго­товки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной фор­мой организации обучения, имеющей своей целью обобщенно материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) под­готовительной работы (проведение наблюдений, обобщение ма­териалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и про­изводства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школь­ные лекции успешно применяются при изучении как гуманитар­ных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это ввод­ные и обобщающие лекции, реже они представляют собой моди­фикацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может зани­мать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговре­менная подготовка. Сообщается план занятия, основная и допол­нительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом.

Практикумы, или практические занятия, применяются при изу­чении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в ла­бораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опыт­ных участках, в ученических производственных комбинатах и уче­нических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгорит­му, предложенному учителем. Это могут быть измерения на мест­ности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Исторический обзор развития специального образования в РФ
Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массо ...

Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru