Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Внутренняя структура процесса обучения. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы.
Обучающая деятельность педагога
Определение |
Формирова- |
Определение |
Организация |
Придание |
Регулирова- |
Оценивание | ||||
целей и задач |
ние |
содержания |
учебно- |
учебной |
ние и |
результатов |
П | |||
учебной |
потребностей |
материала, |
познаватель- |
деятельности |
контроль |
учебной |
Р | |||
деятельности |
в знаниях |
подлежащего |
ной деятель- |
учащихся |
за учебной |
деятельности |
О | |||
учащихся |
и мотивов |
усвоению |
ности по |
эмоционально- |
дея |
учащихся |
Ц | |||
учебной |
учащимися |
овладению |
положитель- |
тельностью |
Е | |||||
деятельности |
учащимися |
ного харак- |
учащихся |
С | ||||||
изучаемым |
тера |
С | ||||||||
материалом | ||||||||||
Осознание |
Развитие и |
Осмысление |
Восприятие, |
Проявление |
Самоконтроль |
Самооценка | ||||
целей и задач |
углубление |
темы нового |
осмысление, |
эмоциональ- |
и внесение |
результатов |
О | |||
учебно-позна- |
потребностей |
материала |
запоминание |
но-положи- |
коррективов |
учебно- |
Б | |||
вательной |
и мотивов |
и основных |
учебного |
тельного |
в учебно- |
познаватель- |
У | |||
деятельности |
учебно- |
вопросов, |
материала, |
отношения |
познаватель- |
ной деятель- |
Ч | |||
учащихся |
познаватель- |
подлежащих |
применение |
и волевых |
ную деятель- |
ности |
Е | |||
ной деятель- |
усвоению |
знаний на |
усилий в |
ность |
Н | |||||
ности |
практике и |
учебно-позна- |
И | |||||||
последующее |
вательной |
Я | ||||||||
повторение |
деятельности | |||||||||
Педагогические заметки:
Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости . Функция рассу ...
Система развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка
с использованием наглядности
Стратегия развития ПИ к урокам русского языка в том, чтобы поддерживать необходимую для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока русского языка. Именно умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия позволяют достичь определённого результата в проце ...