Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Внутренняя структура процесса обучения. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы.
Обучающая деятельность педагога
|
Определение |
Формирова- |
Определение |
Организация |
Придание |
Регулирова- |
Оценивание | ||||
|
целей и задач |
ние |
содержания |
учебно- |
учебной |
ние и |
результатов |
П | |||
|
учебной |
потребностей |
материала, |
познаватель- |
деятельности |
контроль |
учебной |
Р | |||
|
деятельности |
в знаниях |
подлежащего |
ной деятель- |
учащихся |
за учебной |
деятельности |
О | |||
|
учащихся |
и мотивов |
усвоению |
ности по |
эмоционально- |
дея |
учащихся |
Ц | |||
|
учебной |
учащимися |
овладению |
положитель- |
тельностью |
Е | |||||
|
деятельности |
учащимися |
ного харак- |
учащихся |
С | ||||||
|
изучаемым |
тера |
С | ||||||||
|
материалом | ||||||||||
|
Осознание |
Развитие и |
Осмысление |
Восприятие, |
Проявление |
Самоконтроль |
Самооценка | ||||
|
целей и задач |
углубление |
темы нового |
осмысление, |
эмоциональ- |
и внесение |
результатов |
О | |||
|
учебно-позна- |
потребностей |
материала |
запоминание |
но-положи- |
коррективов |
учебно- |
Б | |||
|
вательной |
и мотивов |
и основных |
учебного |
тельного |
в учебно- |
познаватель- |
У | |||
|
деятельности |
учебно- |
вопросов, |
материала, |
отношения |
познаватель- |
ной деятель- |
Ч | |||
|
учащихся |
познаватель- |
подлежащих |
применение |
и волевых |
ную деятель- |
ности |
Е | |||
|
ной деятель- |
усвоению |
знаний на |
усилий в |
ность |
Н | |||||
|
ности |
практике и |
учебно-позна- |
И | |||||||
|
последующее |
вательной |
Я | ||||||||
|
повторение |
деятельности | |||||||||
Педагогические заметки:
Методы и приемы патриотического воспитания дошкольников с
отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Методы патриотического воспитания – это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом зада ...
Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения
сюжетному рисованию
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка сл ...
Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития
речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...