Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Внутренняя структура процесса обучения. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы.
Обучающая деятельность педагога
Определение |
Формирова- |
Определение |
Организация |
Придание |
Регулирова- |
Оценивание | ||||
целей и задач |
ние |
содержания |
учебно- |
учебной |
ние и |
результатов |
П | |||
учебной |
потребностей |
материала, |
познаватель- |
деятельности |
контроль |
учебной |
Р | |||
деятельности |
в знаниях |
подлежащего |
ной деятель- |
учащихся |
за учебной |
деятельности |
О | |||
учащихся |
и мотивов |
усвоению |
ности по |
эмоционально- |
дея |
учащихся |
Ц | |||
учебной |
учащимися |
овладению |
положитель- |
тельностью |
Е | |||||
деятельности |
учащимися |
ного харак- |
учащихся |
С | ||||||
изучаемым |
тера |
С | ||||||||
материалом | ||||||||||
Осознание |
Развитие и |
Осмысление |
Восприятие, |
Проявление |
Самоконтроль |
Самооценка | ||||
целей и задач |
углубление |
темы нового |
осмысление, |
эмоциональ- |
и внесение |
результатов |
О | |||
учебно-позна- |
потребностей |
материала |
запоминание |
но-положи- |
коррективов |
учебно- |
Б | |||
вательной |
и мотивов |
и основных |
учебного |
тельного |
в учебно- |
познаватель- |
У | |||
деятельности |
учебно- |
вопросов, |
материала, |
отношения |
познаватель- |
ной деятель- |
Ч | |||
учащихся |
познаватель- |
подлежащих |
применение |
и волевых |
ную деятель- |
ности |
Е | |||
ной деятель- |
усвоению |
знаний на |
усилий в |
ность |
Н | |||||
ности |
практике и |
учебно-позна- |
И | |||||||
последующее |
вательной |
Я | ||||||||
повторение |
деятельности | |||||||||
Педагогические заметки:
Характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов с ...
Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации
Алнашского района УР
Районный организационно-методический центр отдела культуры администрации Алнашского района образован в феврале 1997 года и расположен в с.Алнаши в здании РДК по улице Комсомольской. При РОМЦ работают 5 специалистов, из них 3 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре и 2 со спец ...
Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...