Национальная доктрина и модернизация образования в России

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Национальная доктрина и модернизация образования в России

Страница 2

Следует разрешить беспрепятственный переход с одной специальности на другую, возникающий в результате свободного выбора индивидуального учебного плана. Ажиотажный спрос на "престижные" специальности будет регулироваться уровнем требований к обучению и рынком труда, определяющим спрос на специалиста.

Целесообразно сократить число учебных предметов. Вместо контроля знаний по отдельным предметам нужна интегративная проверка знаний, умение добывать их, управлять информационными потоками. Учебные предметы при этом приобретут столь желанную прикладную направленность.

Обновлению средней и высшей школы может способствовать введение единого государственного экзамена, который невозможен без комплексных мер по регионализации образования. Важны не только сами технологии его проведения (это проблема, несомненно, общефедеральная), а отношения конкуренции, которые впервые возникают между вузами. Обостряются противоречия между регионами и центром в "борьбе" за лучших выпускников школ. Возникающая при этом "утечка мозгов" из регионов может вызвать противостояние интересов регионов и центра.

Единый государственный экзамен - сложная проблема образования. В самый ответственный момент развития личности - в момент окончания школы - происходит глубокая переориентация всей учебной деятельности, все внимание сосредоточивается на подготовке к тестам, в которых востребована лишь малая толика потенциала образования.

Единый экзамен должен выступать в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. При реальном отличии качества образования в городе и сельской местности, порожденном разным уровнем жизни, существуют и различия, вызванные ментальностью социальных групп и этносов. Вот почему регионализация образования есть не механическое дополнение основного образования краеведческим материалом, а включение в его фундаментальные основы культурологического фактора, отражающего жизнь реального человека в конкретных условиях. Новая миссия образования, и в первую очередь университетского, - создавать гармоничную целостность образовательного пространства за счет открытости глобальных образовательных процессов для любого индивида.

Вместе с тем, прогнозировать социальные последствия единого экзамена очень сложно: трудно представить себе, каким будет усиление активности общества, что станет новым качественным состоянием всей системы образования, как по отношению друг к другу будут развиваться регионы, имеющие различные уровни жизни. Очень может быть, что баллы по единому экзамену не только "расставят" выпускников по вполне объективно выявленному уровню образования, но и повлекут за собой социальное расслоение молодежи: имеющие более высокий балл покинут свои бедные регионы и ринутся в сравнительно благополучные, прежде всего в Москву. Единый экзамен может возбудить неоправданную миграцию населения, привести к обнищанию "периферии".

Вот почему несомненно важное решение о проведении единого государственного экзамена должно быть подкреплено серией активизирующих региональные сообщества решений. Важнейшее из них - создание образовательных, культурологических и экономических стимулов, удерживающих лучших выпускников школ в приоритетных сферах деятельности как на региональном, так и на федеральном уровнях. Например, большое значение может иметь целостная региональная система дополнительного образования "школа-вуз", в рамках которой в конкретной школе и конкретном вузе могут быть воплощены привлекательные образовательные программы для молодежи (но, возможно, не очень актуальные для государства). "Популярное" желание стать, например, юристом или менеджером может осуществиться как второе образование, начатое еще в школе, а завершившееся в вузе.

Оценка за единый государственный экзамен - это не только результат аттестации выпускника школы, но и итог работы учителя и педагогического коллектива - итог, который впервые приобретает официальный статус и общественное признание. Психологические и социокультурные аспекты этого явления, возможно, вызовут неоднозначную оценку и значительный резонанс.

Социальный фон не всегда положительно влияет на личность. Как следует изменить отношения людей в обществе, их уклад жизни, чтобы в процессе социализации возбуждались, вырабатывались нравственные нормы, поддерживались моральные принципы? Именно здесь проблема воспитания трансформируется в глобальную социальную проблему прав человека, построения гражданского общества. И тогда образование окажется способным выполнить свою главную миссию - стать источником добродетелей, моральных и нравственных устоев жизни.

Модернизация образования - создание благоприятной атмосферы для осуществления этих функций государства. Идти по пути воспроизводства образовательных систем преуспевающих в образовании стран бессмысленно. Думается, необходимо изучать сущность образовательной деятельности зарубежных коллег, понять, как динамичное взаимодействие всего общества и его составляющей - образовательной среды усиливают развитие каждой отдельной личности, обеспечивая массовый успех всей образовательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Особенности использования метода проекта для формирования речевых умений школьников
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понят ...

Основы составления программ профориентационной помощи
Каждый педагог ДО в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно порекомендовать следующие основные советы: 1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом центре)… 2. Выделить пер ...

Проблемы специального образования
В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лиш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru