Дидактика. Метод и приёмы обучения

Информация о педагогике » Педагогика как наука » Дидактика. Метод и приёмы обучения

Страница 2

В массовых же школах, где учатся дети бедноты, объем образования искусственно ограничивается, школы не имеют необходимого лабораторного оборудования и технических средств обучения, классы переполнены, учителя не применяют методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, не работают со слабо успевающими учащимися, которые чаще всего просто отсиживают в школах срок обязательного обучения. Перед учителями этих школ никто не ставит задачу пробуждения творческих способностей, формирования познавательной самостоятельности, воспитанности, общего развития учащихся.

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы, формы организации обучения.

Процесс обучения - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса. Принципы обучения опираются на выявленные научные закономерности и передовой опыт педагогической деятельности. Например, очень важным, универсально применимым (т.е. применяемым в преподавании всех дисциплин и в обучении учащихся всех возрастов) является принцип наглядности, требующий, чтобы все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено им именно таким образом, т.е. чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус (хотя вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы воздействие было оказано на все органы чувств). Этот принцип основывается на важнейшей закономерности процесса обучения, устанавливающей тот факт, что процесс познания начинается с чувственного восприятия предметов или явлений.

Содержание образования представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

В процессе обучения формируются также общеучебные интеллектуальные умения, связанные с овладением способами работы с различными источниками получения знаний, ведением записей, приемами запоминания учебного материала и т.д.

Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. Метод обучения всегда пред полагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности Так, рассказ учителя - это метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное, беседа - метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждаю щий его к ответу на задаваемые учителем вопросы.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации Алнашского района УР
Районный организационно-методический центр отдела культуры администрации Алнашского района образован в феврале 1997 года и расположен в с.Алнаши в здании РДК по улице Комсомольской. При РОМЦ работают 5 специалистов, из них 3 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре и 2 со спец ...

Типология и многообразие организационных форм обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особен­ностями отдельных учебных процессов; местом и временем учеб­ной р ...

Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения
Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru