Наглядность как средство развития познавательного интереса

Страница 2

Пропуски в заголовке и в содержании таблицы определяют действия по её заполнению. Задание по озоглавию таблицы направленно на формирование операции обобщения и усвоение принадлежности категории числа частям речи. Задание по озоглавию столбиков формирует умение выделять существенные свойства предмета и закрепляет знания, какие именно части речи изменяются по числам. Вписывание в клеточки таблицы вопросов совершенствует умение устанавливать грамматико-синтаксические связи в предложении и развивает операции замены и сопоставления. Рисование сосулек в последнем столбике учит соотносить явления действительности и значения грамматических категорий и развивает операции абстрагирования, конкретизации и переноса. Заинтересованность в такой работе развивает познавательный интерес, что и является условием эффективного усвоения поставленных задач учителем.

После заполнения таблицы учащиеся выделяют окончания слов в предложениях, сравнивают окончания в единственном и множественном числе и делают вывод. Поскольку для формулировки вывода у большинства младших школьников уровень обобщённого владение понятием и научным стилем речи недостаточен, можно облегчить задачу, предложив соединить части формулировки, структурировать высказывание, предъявленное в смешанном графически-языковом виде.

Соединяя нужные части высказывания, зачёркивая ненужные, неправильные школьники учатся выражать в речи связи между категориями числа имени существительного, имени прилагательного, глагола и способом формального выражения грамматической категории при помощи окончания. При выполнении этого задания развиваются такие мысленные операции, как обобщение, сопоставления, систематизация, кодирование. Можно сказать, что к графической наглядности традиционно относят таблицы, схемы. Условные рисунки, использование цвета, особого шрифта, сочетание названных средств. Все перечисленные наглядные средства, как мы убедились по программе Т.Г.Рамзаевой, могут быть объединены в одну группу, что следует из определений этих пособий, принятых в дидактике.

Таблицей принято называть цифровые, текстовые, а также различные условные обозначения, расположенные правильными рядами, колонками, столбиками в определённой системе, соответствующей теме и задаче работы. Табличная форма- один из основных характерных признаков этого наглядного пособия. Заголовок, композиция таблицы, её пересечённость составляют способ выражения связей, присущих изучаемому материалу. Овладение формой таблицы одновременно является и овладением смоделированным понятием.

Как уже вытекает из ранее сказанного, большой степенью абстракции, символизма и обобщённости характеризуются схемы. Схема-это условное обозначение какого-либо предмета или явления, передающее только основные, наиболее существенные его признаки, исключающее всё внешнее и второстепенное.При помощи схемы в условной графической форме могут быть показаны и отвлечённые категории » . Именно на этой особенности схем основывается их всестороннее и частое использование при изучении теории языка. Кроме схем и таблиц к графической наглядности относят использование схематических рисунков, которые передают не столько чувственный образ, сколько определённый сигнал, знак, выражающий обобщённое значение; использование цвета; необычного шрифта как сигналов особого рода. Все эти знаки не всегда связаны с прямым значением выделенного, но всегда определяют интерес к заданной теме.

Графическая наглядность при обучении русскому языку – это наглядность, направленная на формирование теоретических, лингвистических обобщений. Она моделирует грамматическое понятие и способы оперирование им в условной графической системе обозначений. Мотивация учебной деятельности – тот элемент, без которого невозможно ни обучение, ни развитие, поэтому работу с графической наглядностью всегда следует начинать и завершать вопросами о том. Где, когда, для решения каких задач могут пригодиться таблицы и схемы. Кроме этого очень важно создание таких ситуаций, при которых наглядность может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания, способа обобщения.

К зрительной наглядности относится картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности .В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мастерство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы. Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует прежде всего анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Информатизация образования: проблемы и перспективы
Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем . Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всег ...

Компетентностный подход в профессиональном образовании России
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru