Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста

Информация о педагогике » Основы правового воспитания дошкольников » Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста

Страница 1

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя человеком земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка). Научно- педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков (Доронова Т.Н., Козлова С.А., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В., Смагина Л.И., Соловей С.А., Щеглова С.Н.).

В 2002 году московским комитетом образования было опубликовано пособие группы исследователей под руководством Дороновой Т.Н.: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». В нем изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений конвенции.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятие нравственных норм, а в старшем дошкольном возрасте дети способны следовать им. Из чего следует, что возможно и целесообразно формировать нравственное сознание уже с дошкольного возраста.

Исследователь Федотова С.В. считает, что необходимо определить педагогические условия для правового воспитания дошкольников:

четкое планирование воспитательно-образовательного процесса;

систематичность предусмотренных мероприятий;

хорошая теоретическая подготовка педагога.

Она предлагает использовать следующие методические приемы:

- постановка ребенка в позицию другого ребенка;

- погружение ребенка в конкретную познавательную проблему;

- использование игрового персонажа.

Другой исследователь этой в области, Пименова, считает, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями. К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...

Морально-психологическая подготовка
О морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственное воспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профес ...

Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru