Опыт организации молодежного досуга в России

Страница 2

Кроме изменений в структуре и направленности досуга, нужно отметить и возросшее количество времени, которое теперь ему уделяется. Как свидетельствуют результаты исследований, свободное время существенно возросло за последние годы: за 1960-1990-е годы оно увеличилось на три часа. Произошло это в первую очередь в результате сокращения рабочего времени: уменьшился рабочий день, неделя, возросла продолжительность отпусков и число выходных дней.

Таким образом, свободное время – неотъемлемая и значимая часть жизни молодежи. Свое свободное время человек тратит на образование, общественную работу, средства массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, чтение, общение, занятия спортом, пассивный отдых и т.д. Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе, выражает себя наиболее полно. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. В связи с этим оно представляет собой ценность не только для самого человека, но и для общества в целом.

Выбор того или иного развлекательного заведения для проведения досуга зависит от отношения, готовности и способности воспринимать тот или иной вид искусства. Так, массовое искусство, по определению, ориентировано на усредненный вкус, стандартное содержание и коммерческий успех. «Высокое» искусство рассчитано на группу людей, обладающих достаточным уровнем культурной и образовательной подготовки, способных воспринять и понять его.

Основным предположением было следующее: предпочтение досуговых учреждений высокой культуры обусловливает неприятие досуговых учреждений массовой культуры, и наоборот. Данное предположение было выдвинуто исходя из того, что в современном обществе между культурой массовой и элитарной наблюдается противостояние, причем если в некоторых странах оно было разрешено путем взаимодействия и взаимопроникновения этих двух культур, то в России оно пока неопределимо. Культурологи отрицают возможность компромисса между высоким и массовым искусством в России.

По определению, развлечения, которые предлагаются массовой культурой, легки для восприятия, направлены лишь на эксплуатацию человеческих эмоций, не заставляют задумываться о происходящем. В то время как восприятие продуктов культуры элитарной и получение удовольствия от них предполагает наличие определенного образования, специальной подготовки, а так же работы души и ума. Высокая культура всегда развивалась таким образом, что ее деятели ориентировались на запросы привилегированных сословий. Поэтому, по мнению социологов и культурологов, учреждения высокой культуры не будут интересны и необходимы массе с «усредненным» уровнем развития вкусов и образования. В свою очередь, приверженцы в истинной ценности культуры элитарной и не поощряют культуру «низкую».

Как показывают собранные в 2001г. данные, наиболее популярными видами времяпрепровождения молодежи являлось посещение эстрадных концертов и шоу-программ(34%), ночных клубов(30%) и кинотеатров(28%), а наименее популярными видами – посещение драматического и оперного театров(табл.1). Численность молодежи в Самарской области, посещавшей оперный театр, в три раза меньше, чем тех, кто ходил в драматический театр(5и17% соответственно).

Доля «непосетителей» высока. За исследуемый период (с января по май 2001г.) рассматриваемые досуговые учреждения не посетил ни разу 41% молодежи. Можно предположить, что этой группе не хватает на это времени либо она предпочитает другие, не институциональные виды досуга, которые в данном исследовании не изучались.

Наибольшее влияние на выбор способа проведения свободного времени оказывает место жительства. Так, максимальную активность по посещению досуговых мест проявляют жители крупных городов – Самары и Тольятти. В некоторых случаях число лиц, посещающих массовые мероприятия, выше в Тольятти, а не в Самаре (посещают шоу-концерты 37 и 56%, кинотеатры – 35 и 43% соответственно). Среди участников «массовых» мероприятий доля жителей села и малых городов в полтора раза меньше, чем среди жителей Самары (15 и 24%, по сравнению с 37% посетителей шоу – концертов в Самаре).

Естественно, подобное преобладание последних обусловлено величиной городов, преобладанием доли населения с высшим образованием, по сравнению с жителями села и малых городов; уровнем развития их досуговой сферы; сосредоточенностью большого числа ночных клубов, кинотеатров, концертных залов; притягательностью для приезжих звезд и артистов более высокой квалификации. Вероятно, имеет значение большая платежеспособность населения в крупных городах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Этапы становления технологического образования в России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...

Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность твор ...

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК
На этапе констатирующего эксперимента у УО детей 7-8 лет, при помощи тестовой карты, определялось нарушение осанки. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей рис.1. Рис.1 Виды н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru