Социально-педагогическая характеристика младших школьников

Страница 2

Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.

При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.

Переход в младший школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении ребенка, в отношениях его с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, попустительский или демократический. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше и больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. У детей этого возраста продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному я. По прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску – дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте от 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально-значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип взаимоотношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребёнка приобретают сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает. Как ему поступать в определённых ситуациях. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами и желаниями быть одобренным со стороны взрослых или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. Ребенок оценивает свои поступки с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребёнок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведёт к поставленной цели. Он боится потерять свою значимость в глазах взрослых. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребёнок не такой, какой внутренне. Именно эти изменения в личности ребёнка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. В этом возрасте происходить рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи. Способность к сопереживанию получает своё развитие в условиях школьного обучения потому, что ребёнок участвует в новых деловых отношениях. Невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребёнок вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Изучение проблемы в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, наск ...

Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с ...

Закономерности развития устной речи у детей в норме
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru