Социально-педагогическая характеристика младших школьников

Страница 2

Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.

При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.

Переход в младший школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении ребенка, в отношениях его с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, попустительский или демократический. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше и больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. У детей этого возраста продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному я. По прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску – дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте от 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально-значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип взаимоотношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребёнка приобретают сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает. Как ему поступать в определённых ситуациях. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами и желаниями быть одобренным со стороны взрослых или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. Ребенок оценивает свои поступки с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребёнок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведёт к поставленной цели. Он боится потерять свою значимость в глазах взрослых. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребёнок не такой, какой внутренне. Именно эти изменения в личности ребёнка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. В этом возрасте происходить рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи. Способность к сопереживанию получает своё развитие в условиях школьного обучения потому, что ребёнок участвует в новых деловых отношениях. Невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребёнок вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru